Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Б.А. Вилькицкий – исследователь Арктики

Б.А. Вилькицкий
Б.А. Вилькицкий

22 марта (3 апреля) 1885 года — родился известный русский гидрограф-геодезист Б.А. Вилькицкий. В период 1913-1915 годов Борис Андреевич возглавлял Гидрографическую экспедицию Северного Ледовитого океана на судах «Таймыр» и «Вайгач». Эта работа принесла ему большой авторитет и широкую международную известность. Участников экспедиции поздравили все географические общества мира. Вилькицкому была присуждена большая золотая медаль Русского географического общества, золотая медаль Парижского географического общества и золотая медаль Шведской академии наук.

Борис Андреевич искренне переживал за судьбу страны и хотел помочь спасти ее от экономической разрухи. Поэтому он принял предложение возглавить Карские экспедиции 1923 и 1924 годов для укрепления экономических связей Сибири с центральными районами страны. Позднее он с большим энтузиазмом и гордостью следил за успехами советских полярников в освоении Северного морского пути, а в 50-х годах хотел вернуться на Родину. К сожалению, это удалось реализовать только после его смерти.

Начало пути

Борис Андреевич Вилькицкий родился 22 марта (3 апреля) 1885 года в семье видного русского гидрографа и исследователя Арктики, а позднее начальника Главного гидрографического управления Российского флота А.И. Вилькицкого. С раннего детства ему прививалась любовь к Родине и глубокое понимание своего долга перед Отечеством. Эти принципы стали фундаментом его мировоззрения и базой для принятия важнейших жизненных решений.

В 1903 году Б.А. Вилькицкий закончил Морской кадетский корпус. Вскоре началась русско-японская война и его направили в Порт-Артур (о значении Порт-Артура для безопасности России читайте здесь ). Группа молодых офицеров организовала строительство в мастерских порта небольшого подводного минного заградителя «Портартурец». Его командиром стал по совместительству молодой мичман Б.А. Вилькицкий. При этом он еще частенько отпрашивался на передовую, чтобы «испытать себя в деле». В одной из рукопашных стычек японец ударил его штыком в грудь. Рана оказалась тяжелой, но Борис Андреевич поправился. В 1908 году он закончил гидрографический факультет Морской академии и был назначен флагманским штурманом Морских сил Балтийского моря.

Б.А. Вилькицкий знакомство с Арктикой

После поражения в русско-японской войне царское правительство осознало огромную важность Северного морского пути. Была создана Гидрографическая экспедиция Северного Ледовитого океана. К весне 1909 года для нее были построены пароходы «Таймыр» и «Вайгач», хорошо приспособленные для плавания в тяжелых ледовых условиях. В феврале 1913 года командиром «Таймыра» был назначен Б.А. Вилькицкий. На фоне этих наших первых арктических судов современные атомные ледоколы кажутся невероятно мощными и эффективными, но время неумолимо идет вперед, и любая техника со временем устаревает, прежде всего, морально. Это касается и атомных ледоколов. Подробности читайте в статье об атомном ледоколе «Ленин» .

Летом 1913 года суда вышли в свое уже четвертое полярное плавание. Однако вскоре начальник экспедиции тяжело заболел и был отправлен в Петербург, а исполнять его обязанности поручили капитану 2 ранга Б.А. Вилькицкому. Его решительные, а порой и рискованные нововведения обеспечили успех экспедиции. Он разрешил судам автономное плавание даже вне зоны радиосвязи, что значительно расширило районы исследований. «Таймыр» и «Вайгач» впервые в истории полярного мореплавания обогнули Новосибирские острова с севера.


Карта Северной земли

Во время этого плавания были открыты и нанесены на карту несколько островов и большой архипелаг. Государь Император повелел присвоить этой земле наименование: «Земля Императора Николая II»; острову, лежащему к северу, — «Остров Цесаревича Алексея» и островку к юго-востоку от острова Беннета — «Остров Генерала Вилькицкого». В сентябре 1916 г. царское правительство обратилось к правительствам «союзных и дружественных держав» с нотой о включении вновь открытых земель во владения России.

Пролив, отделяющий Землю Императора Николая II от полуострова Таймыр, и соединяющий Карское море с морем Лаптевых, позднее назвали проливом Бориса Вилькицкого. При советской власти архипелагу дали новое имя — Северная Земля, были переименованы и многие острова. В названии острова Генерала Вилькицкого убрали слово "генерала", а в названии пролива — слово "Бориса". Получилось, что и остров и пролив носят неизвестно кому принадлежащее имя Вилькицкого. А дальше было еще интереснее, смотрите статью о продолжении исследований и открытии Северного морского пути .


Поднятие Российского флага на Северной Земле

Война

В сентябре 1915 года оба судна благополучно пришли в Архангельск. Весь личный состав экспедиции был награжден орденами, медалями и памятным знаком. Борис Андреевич удостоился Большой Золотой медали Русского географического общества и золотых медалей географических обществ Швеции и Франции. В это время первая мировая война была уже в полном разгаре. Б.А. Вилькицкий счел своим долгом отложить исследование Арктики и подал рапорт о переводе на корабли Балтийского флота.

Его назначили командиром эскадренного миноносца «Летун». Более года Борис Андреевич командовал этим кораблем и принимал активное участие в боевых операциях Балтийского флота. За удачную постановку минного заграждения у неприятельских берегов его наградили Георгиевским оружием. В конце 1916 года «Летун» подорвался на мине и был поставлен на ремонт в Кронштадте.

Вскоре страну захлестнули революционные потрясения. Вилькицкий не смог ни понять, ни принять их. Как патриота России его глубоко возмущал происходивший развал армии и флота, когда германские войска наступали по всем фронтам. Затем начались расправы матросов над офицерами. Сам Вилькицкий не пострадал, поскольку команда эсминца оберегала его от подобных инцидентов, но и он вскоре вынужден был уехать в Петроград, где был принят на службу в Главное гидрографическое управление флота.

Обстановка в стране в это время была очень тяжелой. В связи с оккупацией Украины германскими войсками северные районы лишились источников продовольствия. Назревал голод. В Западной Сибири были большие запасы зерна и продовольствия но доставить их голодающим можно было только по Северному морскому пути. Организацию этой экспедиции поручили Б. А. Вилькицкому. По указанию Ленина ему был выделен один миллион рублей, а Троцкий подписал документ, разрешавший использовать любые суда, технику и оборудование Балтийского флота.

Снова Арктика и эмиграция

В начале августа 1918 года власть в Архангельске захватили интервенты и белогвардейцы. Б.А. Вилькицкий добровольно перешел на их сторону и продолжил работу экспедиции, но уже в интересах белых. Подробности читайте в статье «Карская экспедиция 1919 года и развитие Сибири» . В феврале 1920 года Вилькицкий вместе белыми ушел сначала в Норвегию, а затем поселился в Лондоне. Он не принимал непосредственного участия в вооруженной борьбе, но его работа по налаживанию транспортных связей межу северным и сибирским фронтами белого движения получила высокую оценку и признание. В октябре 1919 года он был произведен в контр-адмиралы.

Представители советских властей трижды предлагали Вилькицкому вернуться на Родину для продолжения работ по освоению Северного морского пути, однако он оставил эти предложения без ответа. Провозглашение НЭПа Борис Андреевич воспринял как поражение ортодоксальных коммунистов и предоставление интеллигенции возможности спасти страну от экономической разрухи. Он надеялся, что такой путь развития постепенно изживет большевизм, и считал своим долгом помочь этому. Он принял предложение возглавить Карскую экспедицию 1923, а затем и 1924 годов.


Пароходы «Таймыр» и «Вайгач»
С картины Е. Войшвилло

Однако советская действительность произвела на него удручающее впечатление. Он увидел, что коммунисты постоянно вмешиваются в работу хозяйственных органов, вызывая развал дисциплины и порядка. По ложному доносу ОГПУ завело на него дело, но, к счастью, ему удалось благополучно вернуться в Лондон. У него сложилось твердое убеждение, что работать в России невозможно. Пришлось навсегда расстаться с мечтой об исследовании Арктики. После этого он длительное время работал гидрографом в Конго. Умер Борис Андреевич 6 марта 1961 года в Брюсселе. В 1996 г. в рамках празднования 300-летия российского флота прах Б.А. Вилькицкого был перевезен в Санкт-Петербург и захоронен на Смоленском кладбище рядом с могилами отца и брата.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Большая Российская энциклопедия. Т. 5. Москва. 2006 г.
  • Евгенов Н.И., Купецкий В.Н. Русский полярный исследователь Б.А. Вилькицкий. Статья в сборнике Летопись Севера. Москва. 1964 г.
  • Вилькицкий Б.А. Когда, как и кому я служил под большевиками. Брюссель. 1942 г.
  • Старокадомский Л.М. Экспедиция на "Таймыре" и "Вайгаче". Статья в Сборнике Русские мореплаватели. Москва. 1953 г.
  • Саватюгин Л.М., Шевнина Е.В. "Северная Земля: 90 лет после открытия". Статья в журнале "Природа" № 11 2003 г.

Судьба Б.А. Вилькицкого была довольно типичной для многих русских эмигрантов. Сейчас мы стали гораздо больше ценить их свершения на благо Отечества. У Вас, уважаемый читатель, сложилось свое мнение по этому вопросу. Поделитесь им в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Игорь Миковоров :

    Спасибо! У Вас всегда интересный материал. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество.

    17.03.2013

  2. Николай Колесник :

    Действительно, па Православном Смоленском кладбище Санкт-Петербурга находятся могилы с прахом Вилькицких и содержатся в приличном состоянии.
    Но мне хотелось бы увидеть в блоге рассказы не только о наших замечательных гидрографах.
    Дело в том, что 75 лет назад, в марте м-це, при ГМШ ВМФ СССР был сформирован Отдел послевоенного траления, положивший начало проведению операций советских тральных сил , известных как «послевоенное боевое траление».Здесь парадокс состоит в том, что «послевоенное траление» оказывается началось ещё за год с лишним до окончания Великой отечественной войны. Читателям блога наверное было бы интересно прочитать о том как и почему такое произошло. Могу поделиться с читателями ответом на этот вопрос по имеющимся у меня архивным материалам, относящимся к этому периоду.

    15.03.2019

  3. Дуглас :

    Не полная информация! Чем занимался Б. А. Вилькицкий с 1940 г. по 1944 г. во время оккупации Бельгии гитлеровской Германией ?

    02.06.2020

  4. Кирилл :

    Когда я вспоминаю этот рассказ Отца, то начинаю плакать, как плакал тот, кто с ним говорил..
    Мой Отец — Кирилл Григорьевич Матлин , был участником Второй Антарктической Экспедиции ..
    К ним на Дизель электроход «Лена», в Антверпене, пришел пожилой, кругленький на лицо старичок, и спросил: вы правда идете в Антарктиду?.
    Ну, да…Вторая А.Э.)) а что?
    Я Борис Вилькицкий! Я открыл Землю Императора Николая! Вы знаете??!
    Они ничего конечно не знали…Но ученые сразу поняли, кто к ним пришел…
    Потом, через полгода , мой Отец его видел еще раз, и Борис Вилькицкий, очень нездоровый но пригласил моего Отца в ресторан и к себе домой.
    Это было в 1957 и 1960 году. В Бельгии.
    Через год Борис Вилькицкий умер…

    26.11.2020

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика