Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Летчик Борис Сафонов — дважды Герой Советского Союза

Б.Ф. Сафонов
Б.Ф. Сафонов

13 (26) августа 1915 года родился Борис Сафонов – один из лучших летчиков-истребителей морской авиации Северного флота. Благодаря способностям и высокому профессионализму он в 27 лет стал одним из девяти дважды Героев Советского Союза в составе Военно-Морского Флота СССР. Журнал «Морской сборник» № 8 за 2015 год опубликовал о нем статью Н. Скрицкого «Легендарный летчик Заполярья». Привожу краткое изложение этой статьи.

Борис Феоктистович родился в селе Синявино Тульской области. В школьные годы он занимался в кружке планеристов Тульского аэроклуба, а затем поступил в Тульскую школу летчиков. Его инструктором была летчица В.С. Гризодубова. В 1933 г. Сафонова направили в 1-ю военную школу пилотов (Качинскую), которую он окончил в ноябре 1934 г. с высшими оценками. В его характеристике были отмечены быстрая и точная сообразительность в воздухе, образцовая стрельба, но и «склонность к ухарству в полете». Молодой авиатор осваивал фигуры высшего пилотажа, чтобы применять их в бою. Мастерство и выдающиеся победы Сафонова станут более понятными на фоне общей картины развития морской авиации нашей страны.

Борис Сафонов — предвоенные годы

С 1934 по 1940 г. Сафонов являлся пилотом и инструктором парашютно-десантной службы 106-й авиационной эскадрильи 40-й авиационной бригады Белорусского военного округа. Сослуживцы и командование отмечали упорство летчика в пополнении знаний, но он не только старательно учился сам, но и умел передавать свои знания другим. В 1940 г. Борис Феоктистович подал рапорт о переводе его на Северный флот (о его истории читайте в статье «День Северного флота — нашего сильнейшего аргумента в мировом океане»). Рапорт удовлетворили, и он стал командиром звена истребителей 72-го смешанного авиационного полка ВВС Северного флота, а с мая 1941 г. он уже командовал эскадрильей этого полка.

Истребитель И-16 Сафонова
Истребитель И-16 Сафонова

Командование отмечало «сафоновскую» эскадрилью как лучшую и поручало ее командиру обучение молодых пилотов. Сафонов учил их летать и садиться в сложных условиях (туман, дождь, снег). Он упорно оттачивал и собственное мастерство. К началу войны боевой опыт имели немногие летчики-истребители, но с самого начала боевых действий они успешно сражались против превосходящих сил противника. Сафонов первым из летчиков-североморцев сбил фашистский Не-111, который участвовал в налете на военно-морские базы Полярное и Ваенга. Это произошло уже на третий день войны — 24 июня.

Командующий Северным флотом А.Г. Головко в дневнике за 24 июня записал:
«Сафонов — герой дня. И, думаю, не только одного дня. Он — общий любимец… Отличный, волевой летчик… Самолетом владеет в совершенстве. По отзывам авиационных специалистов, у него очень развито чувство времени и расстояния. Нетороплив, обстоятелен — по характеру настоящий летчик со всеми данными командира. Надо не упускать его из виду, нацеливать людей на учебу у него. Побольше бы нам таких соколов». О том как в то время нужна была поддержка авиации нашим кораблям читайте статью о Таллинском прорыве.

Первая Золотая звезда

Молодой летчик Захар Сорокин сбил первый самолет, но расстрелял при этом весь боезапас, и на это время бросил ведущего. Сафонов поблагодарил его за сбитый самолет, но дал пять суток ареста, чтобы Сорокин обдумал свои действия. В следующем бою тот сбил вражеский самолет, затратив менее двадцати патронов. Командир эскадрильи сказал: «Молодец»! Позднее З. Сорокин вспоминал:
«Сафонов был скуп не только на патроны, но и на слова. Учил летчиков на деле, на их ошибках и успехах, личным примером в бою. И может быть, потому его строгость и требовательность не вызывали обид. И конечно, еще потому, что был он всегда справедлив и к себе предъявлял не меньшие, а даже большие требования, чем к подчиненным. Нашему командиру и воспитателю в то время было всего лишь двадцать семь лет».

Более 60 самолетов противника 9 августа 1941 г. шли в район Мурманска. Сафонов со своей эскадрильей истребителей И-16 вылетел на перехват. Наши летчики расстроили боевой порядок врага и сбили пять самолетов. Затем — 15 сентября, командир лично сбил еще три. В тот раз 47 немецких бомбардировщиков приближались к одной из баз флота. На перехват Сафонов повел 7 истребителей. Они атаковали из облаков с разных сторон, что вызвало у противника панику. Командир немецкой авиагруппы даже радировал: «Окружен советскими истребителями». Пользуясь растерянностью врага, «сафоновцы» сбили 9 самолетов. Также умело, активно и самоотверженно сражались наши летчики и на Ладоге, защищая «Дорогу жизни» в осажденный Ленинград. Подробности читайте здесь.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1941 г. за героизм, мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Б.Ф. Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза. На это время он имел 130 боевых вылетов, 33 воздушных боя, сбил 11 самолетов врага.

Освоение новой техники

Истребитель «Харрикейн» Сафонова
Истребитель «Харрикейн» Сафонова

В сентябре 1941 года из Англии на аэродром Ваенги прилетели 24 истребителя «Харрикейн». Сафонов первым из североморских летчиков облетал английский самолет и показал на нем фигуры высшего пилотажа, а через десять дней новый самолет освоили и другие летчики эскадрильи. В октябре сформировали новый 78-й истребительный авиационный полк, который был укомплектован «Харрикейнами». Командиром назначили Б.Ф. Сафонова. Со временем по его инициативе, «Харрикейнены» перевооружили. Сначала два пулемета заменили на пушки ШВАК, затем добавили направляющие для реактивных снарядов. Основными задачами полка являлись прикрытие Мурманска и кораблей, сопровождение бомбардировщиков, разведка и штурмовка объектов врага.

Первым из советских летчиков-североморцев командование Северного флота представило Бориса Феоктистовича к награждению английским орденом. В представлении было записано:
«Сафонов — самый популярный летчик-истребитель среди английских пилотов, находившихся на Северном флоте. Его мужество, отвага, геройство являлись примером для всего летного состава ВВС СФ, а также для англичан». 18 марта 1942 г. майор Сафонов был награжден высшим авиационным орденом Великобритании.

Истребитель «Китти Хок» Сафонова
Истребитель «Китти Хок» Сафонова

В январе 1942 г. 72-й смешанный авиационный полк был преобразован во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк (2-й ГИАП). Во второй половине марта 1942 г. подполковника Сафонова назначили командиром этого полка. В апреле-мае 1942 г. полк получил новые американские самолеты «Китти Хок». Первым его изучил и опробовал командир, а затем он лично обучил полетам на «Китти Хок» весь летный состав 2-го ГИАП.

Последний бой

Военный совет Северного флота 27 мая 1942 г. представил Сафонова к награждению второй медалью «Золотая Звезда». Но он не успел получить эту награду. Конвой PQ-16 (21 судно и 16 кораблей охранения) 31 мая подходил к Мурманску. На его прикрытие вылетели наши истребители. При подходе к конвою наши летчики атаковали большую группу вражеских бомбардировщиков. Сафонов вел бой с четырьмя Ju-88 и сбил три из них. В бою его самолет получил повреждения и, теряя высоту, стал планировать к эсминцу «Валерьян Куйбышев», но, не дотянув до него 3-4 км, упал в воду и затонул.

Кроме двух медалей «Золотая Звезда» Сафонов был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени и высшей авиационной наградой Великобритании — орденом «Ди-Эф-Си» — Большой серебряный крест (19.03.1942).

Однако Сафонов известен не только числом сбитых самолетов, но и тем, что им были подготовлены десятки пилотов, многие из которых впоследствии стали Героями Советского Союза. В декабре 2005 г. имя Сафонова было присвоено единственному в стране корабельному авиационному полку, который базируется на тяжелом авианесущем крейсере «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Ныне место гибели Б.Ф. Сафонова является местом боевой славы Северного флота.


Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика