Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Подвиг «Стерегущего»

Миноносец Стерегущий
Миноносец «Стерегущий»

26 февраля (10 марта) 1904 года — в ходе русско-японской войны в неравном бою геройски погиб миноносец «Стерегущий». С тех пор его имя по традиции передается новым кораблям русского флота. Но вот что парадоксально — в Российском флоте было немало кораблей, отмеченных высокими наградами и заслуживших всенародное признание в виде почетного определения — героический. Однако только миноносец «Стерегущий» стал сразу двойной легендой. Прежде всего потому, что его экипаж действительно геройски сражался с врагом. Но гораздо большую и долгую славу обеспечила ему красивая легенда о двух матросах, которые закрылись в нижних помещениях и затопили корабль, чтобы он не достался врагу.

В 1910 году представитель Морского генерального штаба так прокомментировал сложившуюся ситуацию. «В результате длившегося целый час боя с гораздо более сильным противником эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров и 45 из 49 матросов, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа! А легенда о двух матросах, открывших кингстоны и затопивших корабль, продолжает свою жизнь, вдохновляя будущих героев на новые беспримерные подвиги». И таких подвигов было немало. Например, гибель в неравном бою канонерской лодки «Сивуч» (1915 г.) или сторожевого корабля «Туман» (1941 г.).

Постройка «Стерегущего»

«Стерегущий» принадлежал к крупной и очень удачной серии миноносцев, родоначальником которой был знаменитый «Сокол», построенный по заказу России на одной из английских верфей. После испытаний «Сокола» было решено построить серию таких кораблей на отечественных верфях.

В 1898-1902 годах заложили 26 «Соколов» улучшенного типа, причем 12 из них выполнили разборными. Секции миноносца, построенного на Невском заводе, на пароходах Добровольного флота доставили в Порт-Артур, базу Тихоокеанской эскадры. Там, в 1900 году началась его сборка, а в мае 1903 года «Стерегущий» зачислили в состав 2-го отряда миноносцев Тихоокеанской эскадры.

Внешний вид миноносца Стерегущий

Начало боевой службы

Начало 1904 года. Международная обстановка становится все более напряженной, война с Японией приобретала реальные очертания. В тихую, темную ночь на 27 января (9 февраля) стоявшие на внешнем рейде Порт-Артура 16 основных кораблей Тихоокеанской эскадры были атакованы японскими миноносцами. Так началась война и боевая служба «Стерегущего». Вместе с другими миноносцами ему часто приходилось выходить в море на поиски японских кораблей, в дозор и в разведку.

Активность русского флота, особенно миноносцев, резко возросла после 24 февраля, когда вице-адмирал С. О. Макаров прибыл в Порт-Артур и вступил в командование флотом на Тихом океане. Особое внимание Макаров обратил на улучшение разведывательной службы. Ежедневно в море на разведку высылались миноносцы. В ночь с 9 на 10 марта для выявления мест базирования японских кораблей вышли в море 2 отряда миноносцев. Первый отряд направился в Ляодунский залив. Второй — в составе миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» под командованием капитана 2 ранга Ф. Э. Боссе — к островам Эллиот. Миноносцам предписывалось ночью скрытно пройти по намеченному маршруту вдоль побережья, осмотреть все бухты и места якорных стоянок и на рассвете 26 февраля вернуться обратно.

Выход на разведку

Около 19 часов 25 февраля миноносцы вышли из Порт-Артура. Море было спокойным, погода идеальная для ведения разведки. Около 21 часа с «Решительного», шедшего головным, заметили огонь японского корабля, находившегося у входа в залив Талиевань. Ф. Э. Боссе решил выйти на него в торпедную атаку. При увеличении скорости из трубы корабля стали вырываться языки пламени. Внезапность была утрачена, и наши корабли решили возвращаться в базу. Теперь их курс проходил вдали от берега. Около 6 часов утра миноносцы находились примерно в 20 милях от Порт-Артура. Неожиданно с правого борта были обнаружены 4 вражеских корабля. Вскоре выяснилось, что это были японские истребители миноносцев.

Стерегущий
Миноносец «Стерегущий»
С картины В.М. Иванова и И.И. Родинова

Противники увидели друг друга почти одновременно. Японские корабли увеличили скорость и пошли на сближение, отрезая нашим миноносцам путь к Порт-Артуру. Ф. Э. Боссе решил с боем прорваться в базу. Один из первых японских снарядов попал в борт «Стерегущего», вывел из строя два котла и перебил главный паропровод. Миноносец окутался паром и резко потерял скорость. Тем временем «Решительный», отстреливаясь от преследовавших его двух японских кораблей, успел уйти под прикрытие наших береговых батарей.

Последний бой

Упустив «Решительный», японцы в ярости сосредоточили весь огонь на «Стерегущем», который уже почти полностью потерял ход. Ему пришлось вести бой с четырьмя кораблями противника, на которых было 24 пушки против 4 русских. Это был настоящий ад: вражеские снаряды рвали металл корабля, осколки косили людей. Погиб командир миноносца А.С. Сергеев, тогда командование кораблем принял лейтенант Н. Головизнин. От «Стерегущего» поднимались густые клубы дыма, он стоял среди вздыбленной взрывами воды и отбивался. Наши моряки стояли насмерть, усилив скромное вооружение корабля отчаянной храбростью и мужеством. Своей жизнью они доказали верность старинной традиции Российского флота: «Погибаю, но не сдаюсь!».

Портрет А.С. Сергеева
А.С. Сергеев

Одно за другим умолкали орудия. Погибла почти вся палубная команда. Последний из офицеров «Стерегущего», инженер-механик В. Анастасов, принял командование уже погибающим кораблем. В эти минуты смертельно раненый сигнальщик Кружков с помощью кочегара Осинина выбросил за борт сигнальные книги и секретные документы, привязав к ним кусок железа. Сделали это вовремя — к миноносцу подходил вельбот с японскими моряками. Им предстала ужасающая картина. Вот выдержки из доклада командира вельбота мичмана Ямазаки.

С обоих бортов снаружи следы попадания десятков больших и малых снарядов. Через пробоины близ ватерлинии внутрь корпуса поступает вода. Фок-мачта упала на правый борт. Командирский мостик разбит полностью. Вся передняя половина судна в полном разрушении. На верхней палубе было видно около 20 обезображенных взрывами трупов. Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию.

Японцы взяли в плен четырех раненых и обожженных русских моряков, подняли японский флаг и завели буксирный трос. При буксировке миноносец стал зарываться в волны, натяжение троса возросло, и он лопнул. В это время со стороны Порт-Артура показались два русских крейсера. Это адмирал С. О. Макаров шел на выручку миноносцу. Находившиеся на «Стерегущем» японцы в спешке спустили свой флаг и на полном ходу отошли к своим кораблям. Вскоре «Стерегущий» затонул. Так завершился бой, благодаря которому миноносец «Стерегущий» навсегда вошел в историю Российского флота с такими определениями как легендарный и героический.

Красивая легенда

Но героических кораблей в нашем флоте было немало. Посмотрите, например, статью о лидере «Ташкент» Читайте здесь. Но далеко не все они удостоились такого внимания и почета, какие выпали на долю «Стерегущего». Здесь мы подходим ко второй легенде, но уже в значении не героической повести, а вымысла или мифа. Именно она обеспечила миноносцу столь долгую память и почитание в нашем народе.

Все началось с публикации в английской газете «Таймс», которая в начале марта 1904 года сообщила, что на «Стерегущем» осталось еще два матроса, которые закрылись в трюме и открыли кингстоны. Они погибли вместе с кораблем, но не допустили его захвата противником. Это сообщение было многократно перепечатано в русских изданиях, широко обсуждалось общественностью, а позднее стало настолько привычным и само собой разумеющимся, что вошло даже в Большую советскую энциклопедию 1976 года. Между тем первые сомнения в достоверности этого описания возникли еще в 1910 году при отливке памятника в честь подвига «двух неизвестных моряков-героев» — так первоначально назывался этот памятник, установленный в Петербурге 26 апреля 1911 года.

Памятник героям миноносца Стерегущий
Памятник героям миноносца „Стерегущий“

Для выяснения этого вопроса создали авторитетную комиссию, которая изучила все обстоятельства дела, получила необходимые документы из Японии и пришла к выводу, что миноносец затонул от полученных пробоин, а все сообщения о подвиге двух моряков не более, чем красивая легенда. Получив такой доклад, Николай II написал на нем следующую резолюцию: «Считать, что памятник сооружен в память героической гибели в бою миноносца «Стерегущий». В связи с этим монумент назвали памятником «Стерегущему», имея в виду не каких-то двух мифических матросов, а вполне реальных офицеров и матросов, которые действительно до последней крайности сражались с врагом и погибли во славу русского флага. О таком же случае с реальной самоотверженностью в бою всего экипажа и красивой легендой о героизме одного из матросов читайте в статье «Эсминец «Гром» — последний бой».

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Доценко В.Д. Мифы и легенды Российского флота. Санкт-Петербург. 2000 г.
  • Большая советская энциклопедия. Том 24. Москва. 1976 г.
  • Веселов П. Миноносец «Стерегущий». Журнал «Техника-Молодежи» № 1 1988 г.
  • Синица Г.К. Звездный час адмирала Макарова. «Независимое военное обозрение» № 13 2004 г.
  • Надводные корабли России: история и современность. Информационный сервер «Приморский край России». Владивосток. 1996 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.

Возможно, у Вас есть интересные подробности и детали, возможно, Вы что-то читали на эту тему. Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Marcelino Lydecker :

    Hi, you have a great web site. I will favorite it and visit again in the future. Thank you!!

    01.12.2011

  2. Кирилл Кукушкин :

    Вполедствии отпущенный из плена Осинин рассказал что действительно при подходе японской шлюпки два матроса спустились в трюм. По его словам
    после этого Стерегущий стал быстрее погружаться в воду.

    09.03.2012

  3. Владимир Додонов :

    Вы правы, Кирилл, Осинин и другие многое рассказывали о своих подвигах. Прибыв на миноносец японцы взяли в плен раненного в обе ноги машинного квартирмейстера Федора Юрьева, сильно обожженного кочегара Ивана Хиринского, оба они были взрывом выброшены за борт, а также находившихся на корабле кочегара Александра Осинина и трюмного машиниста Василия Новикова. Они вернулись из плена как раз в разгар обсуждения сообщения английской газеты «Таймс» о подвиге двух матросов, которые, несмотря на уговоры японцев, отказались сдаться в плен и затопили миноносец, открыв кингстоны.

    Тогда без особых разбирательств всех четырех матросов наградили знаками отличия военного ордена IV степени (его называли Георгиевским крестом). Но славы никогда не бывает слишком много. Поэтому некоторые из этих четырех стали рассказывать различные подробности этого боя. Новиков, например, утверждал, что это он открыл кингстоны в машинном отделении, а затем вышел на палубу и сдался в плен. О своих подвигах во время боя красноречиво рассказывали Осинин и Хиринский.

    При отливке памятника «Стерегущему» на нем надо было сделать соответствующую надпись. В Морском министерстве создали специальную комиссию для уточнения обстоятельств. Оставшиеся в живых четыре матроса давали комиссии невнятные и противоречивые показания. Направили запрос японцам. Но они подвиг двух матросов не подтвердили. Более того, в их официальном труде о ходе этой войны говорится, что миноносец затонул сам собою. При анализе конструкции миноносца было установлено, что в машинном отделении вообще не было кингстонов.

    В связи с этим исполнявший тогда обязанности начальника исторической части Морского Генерального штаба старший лейтенант Е.Н. Квашнин-Самарин писал: «Грустно видеть, что в Великой России кто-то на авось пропагандирует постановку памятника несуществующим морским героям, когда вся история нашего флота… полна настоящими подвигами».
    По докладу комиссии Николай II повелел считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий».

    В связи с открытием памятника всех четырех матросов вновь наградили Георгиевскими крестами следующей степени. Что же касается этой красивой легенды, то с ней поступили очень мудро. Тот же Е.Н. Квашин-Самарин сказал тогда: «Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги». И подобных подвигов Российский флот узнал еще немало. Так, в 1915 году погибла, приняв неравный бой, канонерская лодка «Сивуч», а в начале Великой Отечественной войны до последнего вел бой с тремя немецкими эсминцами сторожевой корабль «Туман».

    14.03.2012

  4. Сергей :

    НЕ БЫЛО кингстонов на миноносцах ВОВСЕ !

    24.07.2014

  5. Владимир Додонов :

    Сергей совершенно прав, кингстонов на этом проекте миноносцев действительно не было. Это довольно известный факт. Но был этот ужасный бой, в котором смертью храбрых погиб практически весь экипаж корабля, проявив потрясающее мужество и стойкость. Уже более ста лет подвиг «Стерегущего» является для всего нашего народа образцом выполнения воинского долга!

    01.08.2014

  6. Михаил :

    Спасибо. Обучаясь в Наимовском училище постояно проходил мимо памятника, расположенного у м Горьковская.
    Наши преподаватели рассказывали нам официальную версию, и никто не сомневался в подвиге, хотя я думаю можно было развить дискуссию. Правда ни в коем случае не уменьшает подвиг героев, сражавшихся до конца и не покинувших свой боевой пост.
    История похожа на миф о 28- ми панфиловцах, но факт остаётся фактом: враг не дошёл до Москвы, не зря на фашисткой медали «битва за Москву» изображён бинокль, в знак того, что Москва была совсем рядом.
    Спасибо

    15.02.2017

  7. Владимир :

    Михаил!
    Рад снова видеть Вас на моем блоге и спасибо за комментарий. Судьба миноносца «Стерегущий» действительно уникальна. Однако еще более удивительно то, что в истории нашего флота существует множество мифов. На моем блоге есть ряд статей, которые рассказывают о них. Именно рассказывают, а не разоблачают и не осуждают. Эти мифы или героические легенды действительно вдохновляют людей на подвиги, и позволяют привлечь внимание к подлинным героям. В этом отношении судьба «Стерегущего» — очень хороший пример. Начиная с русско-японской и во всех последующих войнах у нас погибло довольно много миноносцев и эсминцев, но кто о них помнит. Ни названий кораблей, ни имен героически сражавшихся экипажей нет в нашей памяти, а легенда о «Стерегущем» живет уже более 100 лет и будет жить дальше.

    20.02.2017

  8. Igor :

    Могу послать вам фотографии японской гравюры о потоплении Стерегущего гравюра с аннотацией известного японского художника, гравюра сделана в 1905 году когда художник был военным корреспондентом . Под гравюрой надпись Бой за Порт Артур и изображён бой вокруг Стерегущего. Стерегущий в ней не опознан, но я сравнил его с другими фотографиями и чертежами и это действительно он

    15.11.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика