Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Гангутское сражение — первая победа Российского флота

Петр I
Петр I
Художник П. Деларош

9 августа — славная победа в Гангутском сражении. День воинской славы, победный день в честь победы 26-27 июля (9 августа) 1714 года русского гребного флота у полуострова Гангут. Несмотря на тяжелые поражения в 1713 году, шведы были полны решимости продолжать войну. Они считали себя в безопасности, будучи в полной уверенности, что их парусный флот не допустит высадки русского десанта на шведскую территорию. Необходимо было какое-то столкновение, чтобы и шведы, и другие морские державы могли оценить реальную боеспособность русского флота. Таким испытанием стал бой у Гангута.

Это была первая крупная морская победа Петра I и созданного им регулярного флота. Гангут стал таким же переломным моментом в войне на море, как Полтава на суше. Теперь русский флот захватил инициативу и обеспечил перенос боевых действий на территорию Швеции, что позднее позволило России успешно завершить Северную войну.

Шведский вопрос

Война со Швецией 1700-1721 годов в целом складывалась для России удачно. После поражения под Нарвой, русские одержали целый ряд важных побед на суше и на море, вышли к Финскому заливу и завоевали все его южное побережье. Особенно большое военно-политическое значение имел разгром шведов под Полтавой (1709 г.). Эта битва показала, что Россия стала могущественной европейской державой. Польша, Дания и Саксония сразу возобновили с ней военный союз против Швеции. После Полтавской битвы боевые действия против Швеции были полностью перенесены на побережье Балтийского моря, и сразу же неизмеримо возросло значение флота, с помощью которого был взят важнейший оплот шведов — крепость Выборг (подробности Читайте здесь). Но добиться окончательной победы над Швецией на этот раз помешала Турция. В 1711 году она объявила войну России, и активные боевые действия против шведов пришлось отложить.

К решению шведского вопроса Россия смогла вернуться только в 1713 году. Уже тогда было ясно, что для окончательной победы необходимо разбить шведский флот, отвоевать южную Финляндию и Аландские острова, а с них высадиться на территорию Швеции. Реализуя этот план, русская армия в 1713 году прошла всю Южную Финляндию и взяла город Або (ныне Турку). Однако развить этот успех ей не удалось, т.к. гребной флот не смог придти ей на помощь.

Развертывание флота

Ф.М. Апраксин
Ф.М. Апраксин
Эрмитаж

В феврале 1714 года русская армия разбила находившуюся в Финляндии армию шведов и взяла город Васу. Однако из-за отсутствия поддержки с моря вынуждена была вернуться обратно. Русский флот вышел из Кронштадта 20 мая. Корабельный флот под командованием генерал-майора Головина и Петра I, находившегося на флоте в чине контр-адмирала (шаутбенахта), пошел в Ревель. Апраксин с гребным флотом пошел вдоль северного побережья Финского залива в Або на соединение с армией. В Ревеле эскадра встала на якорь и направила в море несколько легких судов для поиска шведов. В это время на флоте вспыхнула эпидемия. Ее источник удалось быстро ликвидировать, но из-за массового заболевания матросов флот временно утратил свою боеспособность.

Наконец, 16 июля пришло сообщение, что шведский флот стоит у южной оконечности полуострова Гангут (Ханко), Апраксин не может пройти к Або и просит помощи корабельного флота. Петр I срочно собрал всех здоровых, укомплектовал ими 5 кораблей и пошел к Апраксину. Они встретились в Тверминне на восточном берегу полуострова Гангут. Здесь выяснилось, что шведский флот состоит из 15 линейных кораблей, 3 фрегатов, 2 бомбардирских прамов и 12 галер. Это была серьезная сила. Тогда было решено по узкому перешейку перетащить 80 легких галер в залив на западной стороне полуострова Гангут. Предполагалось, что появление русских галер в тылу шведов вызовет у них замешательство, и весь гребной флот прорвется на запад.

Командующий шведским флотом адмирал Ватранг разгадал этот маневр. Он направил отряд контр-адмирала Эреншильда, состоящий из 18-пушечного фрегата «Элефант», шести галер и трех шхерботов, к западному побережью Гангута с задачей уничтожить все переправляющиеся суда. Одновременно вице-адмирал Лиллье с 10 кораблями был направлен к Тверминне, чтобы уничтожить там русский флот. Безветренная погода не позволила ему выполнить эту задачу. Сам Ватранг с небольшим отрядом кораблей остался у южной оконечности полуострова Гангут, чтобы не допустить прорыва русских. Видя такую раздробленность шведского флота, Петр I решил идти на прорыв.

План Гангутского сражения

Гангутское сражение

Ранним утром 26 июля, когда на море был полный штиль, первый отряд русских галер обошел шведские корабли со стороны моря и прорвался в шхеры на западной стороне Гангута. Корабли Ватранга пытались помешать прорыву. Сначала они открыли сильный артиллерийский огонь, но русские суда были вне досягаемости шведской артиллерии. Затем Ватранг приказал буксировать свои корабли шлюпками, но и это не помогло. Небольшие и быстроходные галеры русских легко обходили шведские корабли. Вслед за первым прорвался и второй отряд. Вместе они заперли в шхерах корабли контр-адмирала Эреншильда.

На следующий день Петр I решил повторить прорыв. На этот раз Ватранг расположил свои корабли значительно мористее. Рано утром 27 июля наши галеры на большой скорости устремились в проход между берегом и шведскими кораблями. Несмотря на противодействие шведов, им удалось пройти на западную сторону полуострова Гангут, потеряв всего одну галеру, которая по неосторожности села на камни.

Гангутское сражение
Гангутское сражение
С картины А.П. Боголюбова

В этот же день русские атаковали отряд Эреншильда, стоявший на западной стороне полуострова Гангут. Шведы заняли очень хорошую оборонительную позицию и сражались с беспримерным упорством. Первые две атаки были отбиты ими с большими потерями для русских. Во время третьего штурма несколько галер связали боем флагманский фрегат, а основной удар атакующих был направлен на фланговые корабли шведов. Ожесточенный бой длился около трех часов и закончился полной победой русских. Адмирал Эреншильд был тяжело ранен и взят в плен. Петр I лично следил за его лечением, а после окончания войны отпустил домой с очень хорошим рекомендательным письмом.

Место в истории

В Гангутском сражении Петр I и его адмиралы полностью использовали маневренное превосходство своего гребного флота в шхерном районе, проявили разумную дерзость и необычайную активность. С тех пор эти качества стали яркой отличительной чертой нашего флота и не раз обеспечивали нам победу над гораздо более сильным противником. Один из наиболее ярких примеров этого читайте здесь. После Гангута шведский флот был настолько деморализован, что ушел из Финского залива и в течение всей кампании активного участия в боевых действиях не принимал. Русский гребной флот успешно прошел в Або и соединился с армией. Вслед за этим боевые действия были перенесены сначала на Аландские острова, а затем и на территорию Швеции, что предрешило успешное окончание Северной войны в пользу России.

Гангут показал, что русский флот стал надежным гарантом политической и экономической самостоятельности России. Это признали все ее соперники. Подробнее об этом читайте в статье «Балтийский флот – основатель морской славы России». А вот у нас до сих пор раздаются голоса, что победу при Гангуте обеспечили находившиеся на судах сухопутные полки, поэтому флот имеет к ней очень малое отношение. Что тут сказать? Тесное взаимодействие армии и флота является важнейшим принципом ведения войн на всем протяжении нашей истории. Поэтому любые попытки нарушить это взаимодействие рассуждениями о том, чей вклад больше, являются подрывом боевой мощи нашей страны.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Бестужев Н.А. Опыт истории российского флота. 1961 г.
  • Веселаго Ф.Ф. Краткая история русского флота. 1893 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.
  • Бархатов Б. Гангут — слава нашего флота. «Морской сборник» № 7 1989 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.

Уважаемый читатель, о Гангутском сражении у нас написано довольно много, но в отношении его значения для завершения Северной войны, да и в более широком плане, для нашего флота есть разные мнения. Как Вы думаете, действительно ли оно стало поворотным моментом в ходе войны на море, и заслуженно ли оно занимает такое почетное место в истории нашего флота, ведь по составу участников это был всего лишь морской бой среднего масштаба. У Вас наверняка сложилось свое мнение. Поделитесь им в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика