Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

День Военно-Морского Флота России

Гвардейский флаг Российского флота
Гвардейский флаг
Российского флота

31 июля вся наша страна отмечает День Военно-Морского Флота. Это один из самых любимых и уважаемых праздников, который был установлен в 1939 году по предложению наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова. Это день славы военных моряков всех поколений и гордости России беспримерными подвигами своего флота. Вся его более чем трехвековая история — это героическое и беззаветное служение Отечеству, боевая доблесть моряков, а также трудолюбие и мастерство кораблестроителей. По традиции праздник начинается с подъёма на кораблях Андреевского флага и флагов расцвечивания.

Более трёх веков флот надёжно стоит на страже национальных интересов России. В его героической истории — яркие страницы боевых побед и великих географических открытий. В наши дни корабли под овеянным славой Андреевским флагом успешно выполняют сложные и ответственные задачи, как у родных берегов, так и в Мировом океане, а их экипажи полны решимости своим мужеством и отвагой приумножать славу Российского флота и достойно продолжать богатые традиции своих предшественников.

Значение Военно-Морского флота и аргументы его противников

Создание регулярного флота в России было обусловлено острой необходимостью преодоления политической и экономической изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII веков главным препятствием для ее развития. Первой была сформирована Азовская флотилия — зимой 1695-1696 годов. На Балтике флот существует с 1703 года, Каспийская флотилия  — с 1722 года, а флот на Черном море — с 1783 года. Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 1932 года и 1933 года.

Гвардейский флаг советского флота
Гвардейский флаг
советского флота

Одним из исторических парадоксов нашего Военно-Морского флота стало его волнообразное развитие, когда периоды мировой славы и блестящих побед сменялись десятилетиями застоя и немощи. Происходило это в связи с отсутствием единства в правящей элите страны о том, является ли Россия великой континентальной державой или она одновременно и морская страна, которая может стать великой морской державой. Ответ на этот вопрос определял судьбу нашего флота на протяжении всей его истории.

Спор об океанском флоте продолжается в нашем обществе до сих пор. Его главный парадокс заключается в том, что против выступают многие искренние патриоты России, которые на протяжении столетий утверждают, что Россия является сухопутной державой, и флот ей не нужен. Все войны, которые вела Россия, говорят они, были сухопутными. И, наконец, по их мнению, Россия не настолько богата, чтобы позволить себе такое излишество, как океанский военно-морской флот. Эти же аргументы звучат и в наше время, как только заходит речь о строительстве атомных авианосцев.

Наши великие самодержцы Петр I, Екатерина II и Александр III считали армию и флот двумя одинаково важными инструментами в деле обеспечения безопасности России и отстаивания ее интересов. Они активно использовали флот не только для обороны, но и для решения важнейших внешнеполитических задач. В истории нашей страны почти все крупные достижения и прорывы, так или иначе, были связаны с флотом. С флота началась великая держава, когда в Воронеже начали строить флот, а вышли в Европу.

Престиж Российского флота

Профессия моряка была и остается у нас одной из самых престижных. Образы великих адмиралов – Ушакова, Сенявина, Нахимова, Макарова лежат в основе русского патриотизма. А такие морские сражения как Гангут, Чесма, Керченское (подробности читайте здесь) и Выборгское сражения входят в золотой фонд мирового военно-морского искусства. Не менее впечатляющим является и список русских мореплавателей, которые внесли огромный вклад в исследование Мирового океана.

Сражение при Гангуте
Сражение при Гангуте
С картины А.П. Боголюбова.

Три столетия военные моряки — наиболее образованная часть русского общества. Они возглавляли министерства, заводы, создали целые направления в науке, достигли огромных вершин в искусстве. А сколько их погибло в боях, пропало без вести в дальних походах и экспедициях. Кресты на прибрежных скалах — это память о тех, кто превыше всего ставил свой долг перед отечеством. И после всего этого говорить о том, что Россия – «сухопутная держава», для которой море и Военно-Морской флот являются чем-то чуждым, просто недобросовестно.

Флот — это великодержавная мощь страны

Содержание сильного флота, достойного великой державы, всегда дело очень дорогостоящее и требующее постоянных усилий государства. Даже при небольших сбоях в этой сфере флот гибнет первым, а вместе с ним и великодержавная мощь страны. В эпохи великих потрясений, подобных смутному времени 1990-х, морское могущество России уничтожалось нами самими буквально на корню. В результате, в период 2000-х годов западные военно-морские специалисты окрестили российский ВМФ как «флот, обреченный на гибель».

И, тем не менее, создать и три столетия содержать Российский флот, как один из сильнейших в мире, в настолько экстремальных условиях, какие сложились у нас – это уже подвиг. По сравнению с историей таких успешных флотов, как германский или японский, история нашего флота и значительно продолжительней, и в целом гораздо более успешна. Об этом же свидетельствуют выдающиеся разработки отечественного морского ракетного и ядерного оружия. Смотрите, например, статью «Первый старт морской баллистической ракеты». В настоящее время у нас есть и решимость, и возможность восстановить полноценный флот, которой обеспечит престиж России на международной арене и безопасность ее расширяющейся экономической деятельности.

Век океанов

Двадцать первый век получил название «века океанов». Началась новая эра глобального научно-технического и промышленного освоения Мирового океана, который занимает две трети площади планеты. Россия должна быть к этому готова. Ее интересы в мировом океане обширны, стабильны и постоянны вне зависимости от политической или экономической конъюнктуры. Эти интересы необходимо отстаивать и защищать, поэтому и Военно-Морской флот нам нужен соответствующий. Без него наша страна рискует остаться вдалеке от стратегически важных и экономически перспективных морских районов — ее туда просто не пустят.

В последние годы у целого ряда развитых стран четко просматривается стремление к расширению зон и сфер своего влияния. При этом активно осваиваются морские районы, прилегающие к территории России и ранее недоступные для ВМС иностранных государств, в том числе российский сектор Арктики, Балтийское и Черное моря. Происходит значительное усиление военных флотов многих государств, в том числе и наших ближайших соседей, но не путем наращивания численности кораблей, а существенным повышением боевых возможностей и профессионализма их экипажей.

В нашей стране еще во время Великой Отечественной войны лучшим экипажам кораблей и частям присваивались гвардейские звания. Основы морской гвардии закладывались при Петре I. Подробности читайте в статье о Морском гвардейском экипаже. В мирное время гвардейские звания не присваиваются, но их передают от гвардейских вновь построенным кораблям, вместе с боевой славой и традицией беззаветного служения России. Демонстрируя высокую боеготовность и профессионализм, наш флот охлаждает горячие головы воинствующих политиков и нейтрализует исходящие от них угрозы.

Угрозы с морских направлений

Для России угрозы с морских направлений будут только возрастать. На это указывает развертывание США морской компоненты ПРО и высокоточного оружия в омывающих нашу страну морях. К очень опасным конфликтам может привести расширение морской экономической деятельности, а также обострение информационной войны, охватывающей и морскую тематику. В этих условиях Российский Военно-Морской флот своим присутствием в Мировом океане сдерживает вероятного агрессора. Не менее важной является демонстрация высокого уровня развития науки и техники в нашей стране, ее реальной военной мощи и культуры наших моряков. Это способствует укреплению доверия и уважения к России. Подробнее об этом читайте в статье о дружественном визите в Англию крейсера «Свердлов».

Противостоять нажиму и давлению в новых геополитических условиях, отстаивать свои интересы, а также интересы друзей и партнеров, обеспечивать баланс сил и даже элементарное уважение к нашей стране со стороны международного сообщества можно только имея современный и достаточно сильный военно-морской флот. События недавних лет, в том числе разгром американцами военного и экономического потенциала Ирака, Югославии и Ливии, подтверждают эту очевидную истину.

Возрождение флота

Крейсер Петр Великий на трассе Северного морского пути
Тяжелый крейсер «Петр Великий» в арктическом походе
Фото В. Серга и М. Гриценко

В настоящее время Российский флот вновь на подъеме. Российские корабли выходят в удаленные районы, где они отсутствовали в течение жизни целого поколения. Военно-морская авиация возобновила давно прекращенные полеты в Норвежском море и в районе Аляски. Поставлена задача в ближайшие 10 лет вывести Военно-Морской Флот России по его боевым возможностям на второе место в мире. Значительно расширяется спектр решаемых им задач. Уже более 70 лет история не знает сражений между крупными эскадрами. Корабли, в том числе и наши, переходят на решение задач против берега.

Кроме того Военно-Морскому флоту впервые поставлена задача охранять государственную границу в подводной среде, т.е. бороться с проникновением в наши воды подводных лодок, подводных диверсантов и подводных роботов. Все более актуальной становится задача и по восстановлению сбалансированного характера ВМФ. Для этого ведется проектирование кораблей дальней океанской зоны, в том числе тяжелого авианосца «Шторм» на 80-90 летательных аппаратов, нового вертолетоносца и универсального десантного корабля.

Это дает мощный импульс для развития кораблестроения. Наши фрегаты проекта 22350 (головной корабль «Адмирал флота Советского Союза Горшков») благодаря превосходному балансу оружия и радиоэлектронных средств вошли в ТОП-10 мощнейших фрегатов XXI века. Ведется проектирование перспективного эсминца типа «Лидер» с ядерной энергетической установкой. Наша новая подводная лодка «Хаски» будет оснащена как противокорабельными, так и баллистическими ракетами. А по бесшумности и автономности она будет значительно превосходить американские ПЛ.

Сила флота в его людях. Парус и ветер — это символ духовности, как и море в целом с его таинственными глубинами, течениями и бурями. В морских просторах заложен могучий бессознательный ресурс, который, отражаясь в морских традициях, закаляет психику, развивает духовный кругозор. Флот с мировыми горизонтами, воспитывающий океаническое мышление, способен дать новый импульс воспитанию и формировать подлинный, а не плакатно-казенный патриотизм.

Военно-Морской Флот — это не просто корабли, величественные сооружения из дерева и металла. Это человеческие судьбы, наполненные высоким и жертвенным трудом на благо Отечества, его величия и процветания. Это показатель осознания нацией и государством своих подлинных интересов. Это способность народа шагнуть за границы, отведенные ему природой, сделать свое имя известным и уважаемым в самых отдаленных землях. Триста лет создавалась морская мощь России, три столетия русские моряки доблестно несли службу на рубежах державы. Будем же достойны деяний предшествующих поколений.

При подготовке материала были использованы статьи и книги капитана 1 ранга запаса К. Б. Раш, адмирала В. Кравченко, адмирала И. Хмельнова и некоторые другие источники.

А что для Вас, уважаемый читатель, представляет этот праздник? Вызывает ли он в Вашей душе какие-то положительные эмоции или гордость достижениями наших моряков?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Михаил :

    Спасибо, как всегда достоверно, интересно и актуально!
    С Уважением.

    22.07.2015

  2. Марина :

    Мои дедушки служили В Российском Императорском Флоте на канонерских лодках »Донец», »Кубанец» /1914-1918/.

    25.07.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика