Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Фрегат «Венус» — боевой путь

Захват Венуса
Захват «Венуса»

21 мая (1 июня) 1789 года – новейший 44-пушечный шведский фрегат «Венус» был взят в плен небольшим 24-х пушечным русским бригом «Меркурий». Командовал бригом будущий адмирал российского флота Роман Васильевич Кроун. Своими 24-фунтовыми пушками фрегат мог буквально разнести «Меркурий», даже не входя в зону действия его орудий. Однако, героизм, боевая дерзость и профессиональное мастерство, а также умение использовать военную хитрость, позволили Р.В. Кроуну одержать эту блистательную победу.

Фрегат «Венус», по отзывам бывалых моряков, был непревзойдённым «ходоком». Но пока он служил в шведском флоте, его достоинства ограничивались только этим. Боевыми делами он прославился, находясь уже в составе Российского флота. В июле 1783 года корифей шведского кораблестроения Фредерик Генрих Чапман заложил на верфи Карлскроны тяжёлый фрегат «Венус». Его длина составляла 46,32 м, ширина — 11,88 м. Экипаж насчитывал 342 человека. При постройке фрегата Чапман применил все новейшие достижения в области судостроения.

Пленение Фрегата «Венус» и включение в состав Балтийского флота

В 1788 году шведский король, получив из Константинополя крупную финансовую поддержку, начал военные действия против России. Он намеревался овладеть Финляндией и прибалтийскими территориями, разбить наш Балтийский флот и захватить Петербург. В конце мая шведская эскадра в составе 12 линейных кораблей и фрегатов под командованием герцога К. Зюдерманландского вышла в море. Российскому флоту под командованием адмирала С.К. Грейга (о его вкладе в развитие Российского флота читайте в статье «С.К. Грейг — выдающийся адмирал Екатерининской поры.» ) предписывалось вести активные боевые действия не только на море, но и против шведских военно-морских баз в Карлскроне и Гётеборге.

Фрегат «Венус» вступил в строй в 1789 году и вошёл в состав эскадры, защищавшей акваторию Гётеборга. Во время одного из своих первых выходов в море он был обнаружен отрядом русских судов под командованием генерал-майора П.И. Лежнева. На следующий день, 21 мая 1789 года, русские суда блокировали его в заливе Христиан-фьорд, однако наступивший штиль не позволил вступить в бой. Тогда П.И. Лежнев приказал командиру катера (брига) «Меркурий» Р.В. Кроуну, оказавшемуся ближе других к противнику, сделать несколько пушечных выстрелов по снастям и парусам «Венуса», чтобы лишить его возможности маневрировать.

Воспользовавшись штилем, «Меркурий» на вёслах подошёл к фрегату и в течение полутора часов обстреливал его из своих орудий, после чего шведы спустили флаг. «Венус» на буксире привели в Ревель и отремонтировали, после чего он под своим же наименованием вступил в состав Балтийского флота. За взятие первоклассного шведского фрегата Екатерина II наградила Р. Кроуна орденом Св. Георгия 4-й степени, он был произведен в капитаны 2 ранга и назначен командиром «Венуса».

Пленение «Венуса», безусловно, было весьма знаменательным событием в истории нашего флота, но далеко не уникальным. Например, однажды было взято в плен сразу четыре шведских фрегата. Читайте об этом в статье о Гренгамском сражении .


Захват катером Меркурий шведского фрегата «Венус». Кульминация боя.
С картины А.П. Боголюбова

Дальние походы и сражения во славу России

2 мая 1790 года шведская эскадра атаковала русские суда на рейде Ревеля. «Венус» сражался в одной линии с линейными кораблями. Атака шведов была отбита с немалыми для них потерями. Затем последовало Выборгское сражение, в котором экипаж «Венуса» потопил 15 шведских гребных судов, захватил четыре галеры, транспорт и канонерскую лодку. А главным его трофеем стал 64-пушечный линейный корабль шведов «Ретвизан». (Подробнее о Выборгском сражении читайте здесь ).

В 1795—1800 гг. совместно с английским флотом «Венус» нёс боевое дежурство в Северном море. Затем, в 1807-м, в составе эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина фрегат принимал участие в сражениях против турецкого флота вблизи полуострова Афон и у Дарданелл. Однако вскоре Россия вышла из коалиции государств, воевавших против Наполеона, и подписала в Тильзите мирный договор с Францией. Англия посчитала это грубым нарушением Россией своих союзнических обязательств и стала рассматривать ее как неприятеля.

Эскадре Д.Н. Сенявина предстояло возвращаться в Кронштадт огибая Европу. В начале ноября 1807 года эскадра пришла в Лиссабон. К тому времени в Петербурге уже официально объявили о разрыве с Англией. Правительство короля Георга III приказало перехватить русскую эскадру в районе Бреста и принудить ее сдаться, а в случае отказа открывать огонь. Сенявин принял решение остаться в Лиссабоне, а фрегат «Венус» во главе с капитан-лейтенантом К.И. Андреяновым был отправлен в Средиземное море с депешами для российского посла в Палермо Д.П. Татищева.


Бой катера «Меркурий» со шведским фрегатом «Венус»
С картины И. Федорова.

Противостояние с англичанами

В конце декабря 1807 года моряки готовились к обратному переходу из Палермо в Лиссабон, однако английская эскадра под командованием адмирала Э. Торнброу блокировала русский фрегат. Поблизости от «Венуса» встали пять английских кораблей, а фрегаты демонстративно курсировали у входа в гавань. Андреянов собрал военный совет, на котором офицеры единогласно решили защищаться, а когда закончится боезапас, сжечь фрегат. Узнав об этом решении, посол Д.П. Татищев заявил: «Передайте вашему капитану, что я узнаю в нём русского! Ваше намерение самое геройское».

Команда «Венуса» готовилась к бою. На фрегат доставили порох, а на верхней палубе сделали помосты и брустверы для стрельбы из ружей. Между нижними реями на верёвках подвесили балласт, для сброса его на неприятельские шлюпки при их приближении к борту. На случай абордажной схватки приготовили холодное оружие. Командир фрегата капитан-лейтенант К.И. Андреянов призвал всех отстоять честь Андреевского флага и не сдавать фрегат противнику.

На рассвете 11 января 1808 года было получено письмо адмирала Торнброу, в котором предлагалось сдать фрегат «Венус» без боя. Торнброу давал на раздумье время до полудня, после чего обещал применить силу. В ответ Андреянов спокойно сказал, что российский фрегат никогда не будет английским, а затем послал мичмана В. Броневского к Д.П. Татищеву, чтобы поставить его в известность об ультиматуме английского адмирала.

«Попросите капитана, как можно дольше затянуть переговоры, а я поеду к королю Обеих Сицилий, чтобы предложить ему последнее средство сохранить фрегат «Венус», честь флага и вашу», сказал Татищев. Доставить ответ адмиралу Торнброу поручили В. Броневскому, свободно владевшему английским языком. Получив письмо, Торнброу попросил Броневского перевести его на английский. Но тот ответил, что уполномочен только передать письмо.

Между тем на «Венусе» готовились к обороне, но тут к Андреянову прибыл уполномоченный «короля Обеих Сицилий» вместе с секретарём российского посольства. Первый от имени своего государя объявил, что команда фрегата «пока» объявляется гостем короля. В то время, когда английский корабль «Eagle» уже был готов открыть огонь, на фрегате подняли флаг королевства Обеих Сицилий.

По совету посла и с общего согласия офицеров, «Венус» был сдан неаполитанскому королю. Экипаж взял Андреевский флаг и сошел на берег. В апреле 1808 года русские моряки отплыли в Триест на двух австрийских купеческих судах. «Венус» остался в Палермо. По неофициальным данным, в 1814 году, после 25 лет службы, его разобрали. Этот фрегат навсегда останется в боевой летописи Российского флота.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Гребенщикова Г.А. О боевом пути фрегата «Венус». «Военно-исторический журнал» № 7 за 2015 год.
  • Выходцевский А.П. Биографический очерк о жизни адмирала Р.В. Кроуна. “Кронштадтский Вестник” № 24 и 46 за 1878 год.
  • Аренс Е.И. «История русского флота. Екатерининский период». СПб. 1897 г.

Построенный в Швеции фрегат «Венус» внес значительный вклад в создание боевой славы Российского флота. В его составе всегда были корабли иностранной постройки. Наши моряки быстро осваивали иностранную технику и эффективно применяли ее в бою. А что Вы, уважаемый читатель, думаете в этой связи? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Finch :

    We are to put the first time, but now I prefer this. Your web site features some thing appealing, just like the content that you write. Honestly, rich in commitment. It is remarkable. Web page added to absolute favorites, I will be going to generally

    29.08.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика