Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Адмирал И.А. Повалишин

И.А. Повалишин
Портрет И.А. ПовалишинаНеизвестный художник. 1790-е годы

13 (24) октября 1739 года — день рождения Иллариона Афанасьевича Повалишина. В наше время имя этого заслуженного адмирала остается в забвении. Хотя он является героем Выборгского морского сражения и одним из всего лишь восьми российских моряков, награжденных орденом Св. Георгия 2-й степени — самым престижным военным орденом России. Кроме И.А. Повалишина среди этих восьмерых такие известные адмиралы как С.К. Грейг, Ф.Ф. Ушаков и П.С. Нахимов.

Повалишин начал службу во времена Елизаветы Петровны, когда был провозглашен девиз возвращения к традициям Петра Великого. В молодые годы он прошел школу Семилетней войны 1756–1763 годов, после которой Российский флот оказался в плачевном состоянии: старые изношенные корабли и острый недостаток опытных моряков. С приходом к власти Екатерины II его поколению флагманов довелось поднимать Российский флот на одну из высочайших вершин славы. Смотрите статью День Военно-Морского Флота России.

Юность адмирала

Военная карьера Повалишина не выглядит героической, но за его плечами тяжелейшие морские сражения и дальние плавания тоже очень опасные и ответственные. Кому-то судьба часто дает возможность проявить свое мужество и способности. Гораздо больше людей добросовестно и скромно служат Отечеству, но в периоды тяжелейших испытаний среди них появляются настоящие герои. Такая судьба была у И.А. Повалишина.

Начальное образование юный Ларион получил в домашнем кругу. В 13 лет он самовольно ушел в Москву и был определён в Навигацкую школу. В следующем, 1753 году, за успехи в учебе его перевели в только что открытый Морской шляхеный кадетский корпус – вскоре ставший самым престижным морским учебным заведением страны. В 1755 году Повалишин впервые вышел в море и больше уже не расставался с ним на протяжении всей своей жизни. В 1758 году он стал мичманом и командиром небольшого грузового судна.

Боевое крещение тоже не заставило себя долго ждать. Шла Семилетняя война, и в 1760 году он участвовал в боевых действиях при осаде Кольберга. Затем в течение двух кампаний водил суда, снабжавшие наши войска в Померании. За этот короткий срок Повалишин получил большой опыт самостоятельных плаваний и полностью освоился на командирском мостике судна. Командование поощряло успехи молодого офицера, он был повышен в звании, а в 1763 году впервые направлен на Север с более ответственным заданием – обеспечить архангельские верфи железом.

Архангельск – Балтика – Средиземное море

Здесь он получил уникальную возможность познакомиться с природой и условиями службы на Севере, куда судьба еще не раз забросит его. В 1764 году Повалишина произвели в лейтенанты и назначили командиром нового фрегата «Гремящий», на котором он в 1765 году перешел из Архангельска в Кронштадт, а затем участвовал в нескольких кампаниях на Балтике. Однако его опыт плаваний в условиях севера оказался очень востребованным, и в 1772 году Повалишину доверили перегнать из Архангельска на Балтику корабль «Дерис».

В следующем году вновь командировка на север с заданием привести в Кронштадт 36-пушечный фрегат «Св. Павел». Буквально на следующий день после прихода в Кронштадт поступил приказ готовиться к походу в Средиземное море. Шла русско-турецкая война, и нужно было усилить нашу средиземноморскую эскадру. Фрегат «Св. Павел» в составе отряда судов пришел в Ливорно в феврале 1774 года, но война уже кончилась, и в конце мая отряд вернулся в Кронштадт. Для Повалишина это плавание позволило освоить средиземноморский театр боевых действий нашего флота.

Во второй половине 1770-х он командовал кораблями в походах по Балтике и Северному морю, а в 1781 году вновь поход в Средиземное море. В 1783 году, командуя кораблём «Болеслав», он в тяжелейших погодных условиях успешно провёл из Архангельска в Кронштадт отряд кораблей и фрегатов. Таким образом, по воле судьбы и начальства Илларион Афанасьевич постоянно совершал переходы с Балтики на Средиземное море, а из Архангельска в Кронштадт, что значительно расширяло его кругозор, обогащало опыт и формировало будущего флагмана.

Во главе Копенгагенской эскадры

В марте 1788 года началась война с Турцией. Главные силы флота готовились к походу в Средиземное море, а на Балтике оставалась эскадра адмирала В.Я. Чичагова. Иллариона Афанасьевича, который еще в 1784 году был произведён в контр-адмиралы, назначили ее младшим флагманом с особой задачей – перевести с Севера построенные там 6 кораблей, 4 фрегата и 3 транспорта. Но дойти до Кронштадта на этот раз ему не удалось. В августе 1788 года он получил сообщение о начале войны со Швецией.

Пройдя Каттегат, отряд Повалишина соединился с эскадрой вице-адмирала Фондезина и 29 августа прибыл на Копенгагенский рейд. Тем временем адмирал С.К. Грейг в Гогландском сражении 6 июля 1788 года нанес поражение шведскому флоту и заставил его укрыться в Свеаборге. В связи с этим Фондезину предписывалось: не допустить прорыва шведского флота из Свеаборга, а также блокировать морские торговые пути Швеции. Фондезин этих указаний не выполнил. Его эскадра 29 октября ушла зимовать на рейд Копенгагена. Это позволило шведскому флоту прорваться в Карлскрону.

Уже в первых числах декабря все корабли вмерзли в лед, а затем началась подвижка льдов, которая угрожала разрушить корпуса судов. Фондезин был снят, и 22 декабря Повалишин возглавил эскадру. Он принял все меры для спасения судов. Моряки отливали воду, свозили на берег грузы, заделывали полученные во льдах повреждения, обшивали корпуса судов досками. Наибольшей опасности подвергался корабль «Пантелеймон», для его спасения во льду прорубили канал. Постепенно «Пантелеймон», а за ним и другие суда вывели в безопасное место.

Вскоре появилась новая опасность — 18 февраля обнаружилось намерение сжечь русские корабли. Подкупленный шведами шкипер стоящего в порту купеческого судна должен был зажечь его, чтобы ветром пламя перебросило на нашу эскадру. Однако его замысел был вовремя раскрыт. Приближалась весна, а с ней и новые заботы по подготовке кораблей к предстоящим боевым действиям. В середине апреля 1789 года корабли эскадры стали выходить на большой рейд.

Однако 30 апреля в командование эскадрой вступил вице-адмирал Т.Г. Козлянинов, а Илларион Афанасьевич стал младшим флагманом. (Подробнее о действиях этой эскадры читайте здесь). В столице были довольны Повалишиным — 26 ноября 1788 года он был награжден орденом Святого Георгия IV степени, а 14 мая 1789 года Екатерина II пожаловала контр-адмиралу 3000 рублей. Смена его Козляниновым объяснялась лишь недостаточным опытом флагмана. Летом 1789 года эскадра Козлянинова находилась в крейсерстве в северной части Балтийского моря, соединилась с эскадрой Чичагова и 21 октября прибыла в Кронштадт.

Красногорское и Выборгское сражения

Корабль Трех иерархов
Корабль «Трех иерархов» в Красногорском сражении
С картины художника В.С. Емышева

Весной 1790 года Илларион Афанасьевич был назначен командиром авангарда в эскадре вице-адмирала А.И. Круза и поднял свой флаг на корабле «Трех иерархов». Во время Красногорского сражения 23-24 мая 1790 года корабль Повалишина действовал с исключительной решительностью и смелостью. Круз в реляции об этом сражении писал: «контр-адмирал Повалишин отметил себя особливой ревностию, бодростию и усердием к службе». По высочайшему указу от 29 мая Иллариону Афанасьевичу пожаловали орден Св. Владимира II степени.

После Красногорского сражения шведский флот был заблокирован в Выборгском заливе. Адмирал Чичагов поставил Повалишину особую задачу — перекрыть западный выход из залива. Пять линейных и один бомбардирский корабль встали на этом фарватере. В тылу у Повалишина расположился отряд контр-адмирала П.И. Ханыкова из трех фрегатов. Эти два отряда приняли 22 июня 1790 года основной удар решившегося на прорыв шведского флота.

Кильватерная колонна шведов, пробиваясь между кораблями Повалишина, попадала под огонь с двух сторон. Только один из неприятельских кораблей попытался пройти в стороне, но сел на мель и позднее был взят в плен. Все остальные шведские суда один за другим с упорством обреченных шли по созданному для них Повалишиным огненному коридору, яростно отстреливаясь и пытаясь атаковать брандерами. Им удалось пройти сквозь этот ад только потому, что другие русские корабли пришли на помощь слишком поздно.

Пройдя отряд Повалишина, шведские корабли попали на фрегаты контр-адмирала Ханыкова. Те открыли такой огонь, что заставили шведов изменить курс, при этом часть шведских судов оказалась на мели. После полудня, когда шведский флот удалялся в сторону Свеаборга, оставшиеся на мели суда спустили флаги. Всего шведы потеряли 64 судна в том числе 7 линейных кораблей, 3 фрегата, 21 канонерскую лодку и 16 транспортных судов. Потери в людях только погибшими и ранеными составили около 7 тысяч человек. На корабле «Не тронь меня» в Красногорском и Выборгском сражениях участвовал гардемарин, а в будущем знаменитый адмирал, Василий Михайлович Головнин. Подробности читайте в статье о В.М. Головнине.

Нелегко пришлось и русским морякам. Корабли Повалишина и Ханыкова получили значительные повреждения. Погибли 117, а 164 человека получили ранения. В стратегическом плане это сражение означало поражение шведов в кампании 1790 года и в войне в целом. Шведское правительство было вынуждено срочно заключить с Россией Верельский мирный договор (3.8.1790). Победа в Выборгском сражении стала успешным завершением многолетней борьбы России со Швецией за выход в Балтийское море.

Выборгское сражение
Морское сражение при Выборге
С картины И.К. Айвазовского

По итогам этого сражения Иллариона Афанасьевича произвели в вице-адмиралы и наградили орденом Св. Георгия II степени. Указ о награждении гласил: «Во уважение на усердную службу и отличную храбрость и искусство, оказанные им в сражении с неприятелем 22 июня 1790 года, где он имея особый отряд в пяти кораблях и одном бомбардирском, выдержал жестокий огонь противу всего корабельного и гребного флотов шведских, мимо него проходящих, сохраняя вверенный ему отряд от брандеров, неприятелем пущенных, и действиями артиллерии своей поставил на мель многие корабли и другие суда шведские, в добычу доставшиеся». По окончании этой войны — 8 сентября 1790 года, Повалишин получил шпагу с бриллиантами и 600 душ крестьян «за похвальную службу и за храбрые и отличные его подвиги в сражениях». Это было достойной наградой.

Последние годы на флоте

В конце 1792 года Повалишин получил годичный отпуск для лечения, а в декабре 1793 года его вновь направили в Архангельск, чтобы принять очередной отряд построенных там судов и перевести их в Кронштадт. Повалишин успешно выполнил это поручение. Затем он командовал 2-й флотской дивизией и исполнял должность командира Кронштадтского порта. В середине сентября 1797 года Павел I наградил моряка орденом Св. Анны I степени и уволил со службы. Скончался Повалишин 7 (18) апреля 1799 года в одной из своих белорусских деревень. Считалось, что могила моряка затерялась. Однако весной 2004 года во время раскопок на месте бывшей церкви в деревне Янковичи Витебской области обнаружили склеп с фрагментами захоронения. Это была могила адмирала.

На разбитой беломраморной плите удалось разобрать надпись: «В надежде воскресения здесь предано земли бренное тело вице-адмирала и кавалера Святыя Анны перваго класса, великомученника и победоносца Георгия втораго класса милостью Божия раб Повалишин Илларион Афанасьевич. Родился в 1739 году 13 октября, скончался от Рождения на 60-м году, 1799-го года, 7 апреля в 5-м часу, погребен того же года 10-го апреля». Предполагается, что в будущем здесь в честь вице-адмирала И.А. Повалишина будет сооружена часовня.

Екатерина II неоднократно говорила о Повалишине, что он один из бескорыстнейших мужей России, ибо он довольствовался деньгами, приобретенными им кровавыми трудами на службе отечеству, между тем как другие, наверное, не упустили бы случая составить себе огромное состояние.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Военный энциклопедический лексикон. Т. 10. Санкт-Петербург. 1846 г.
  • Скрицкий Н.В. Последнее пристанище адмирала. Морской сборник № 6 2006 г.
  • Словарь биографический морской. Санкт-Петербург. 2000 г.
  • Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.

Как Вы, уважаемый читатель, думаете, не пора ли нам выводить из тени забвения таких адмиралов как И.А. Повалишин, А.И. Круз, П.И. Ханыков, которые много сделали для создания славных боевых традиций нашего флота. Уж очень мало мы знаем о них, а самое печальное – мало интересуемся.
Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Михаил :

    Спасибо автору, обязательно надо напоминать. А лучше-зачитывать такие истории курсантам ВМУЗов. Нам есть чем гордиться и нельзя забывать каким трудом это приобретено.
    7 футов автору в штормовом литературном море!!!

    04.10.2014

  2. Пётр :

    По инициативе общественно-патриотического движения «Морское братство – нерушимо» проводилось мероприятие в честь Иллариона Афанасьевича Повалишина. При содействии Постоянного комитета Союзного государства, органов власти и общественности, 5 ноября с представителями российских и белорусских общественных организаций на Россонской земле были установлены два памятных знака – в деревне Янковичи и Россонах, прошла панихида на местах захоронений вице- адмирала и его жены.

    12.11.2014

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика