Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Гибель теплохода «Армения»

Теплоход Армения
Теплоход «Армения»

7 ноября 1941 года — совершенно непостижимая и непростительная гибель теплохода «Армения» во время перехода из осажденного Севастополя в Туапсе. В этой загадочной и одной из самых страшных в истории человечества катастроф на море погибло ориентировочно 7 тысяч человек, в несколько раз больше, чем на «Титанике» и «Лузитании» вместе взятых.

Парадоксальным в этой трагедии является то, что «Армения» имела все возможности совершить этот переход в ночное время и со 100-процентной гарантией целой и невредимой прибыть в Туапсе. В 1941 году ни один наш корабль на Черном море не подвергся атакам неприятельских надводных кораблей или подводных лодок, а германская авиация не имела тогда радиолокационных прицелов для нанесения ночных ударов по кораблям в море. Однако из-за совершенно непонятных и необъяснимых приказов командования Черноморским флотом теплоход вышел в море утром 7 ноября и был потоплен вражеской авиацией.

Теплоход Армения - один из лучших лайнеров довоенного времени
Теплоход Армения — один из лучших лайнеров довоенного времени

Из первоклассного лайнера в санитарно-транспортное судно

Теплоход «Армения» был спущен на воду в Ленинграде в 1928 году и рассчитан на перевозку 980 пассажиров и 1000 тонн груза. Он входил в шестерку лучших пассажирских судов Черного моря. Эти красивые быстроходные суда называли «рысаками». Они обслуживали линию Одесса — Батуми — Одесса и исправно перевозили тысячи пассажиров вплоть до 1941 года.

С началом Великой Отечественной войны «Армению» срочно переоборудовали в санитарно-транспортное судно. Роскошные салоны и рестораны были превращены в операционные и перевязочные. На бортах и палубе ярко красной краской были нанесены огромные кресты, а на мачте был поднят флаг международного Красного Креста.

Взглянув на него, капитан теплохода Владимир Яковлевич Плаушевский заметил старпому, не думаю, что это поможет нам. Немцы никогда не отличались особым милосердием в войнах. И действительно, с первых дней войны госпитальные суда подвергались атакам немецкой авиации. В июле 1941 года были повреждены санитарные транспорты «Котовский» и «Антон Чехов», а объятая пламенем «Аджария» выбросилась на мель близ Одессы. В августе погиб пароход «Кубань». (О гибели наших судов читайте тут или подпишитесь на морские рассказы «Мужество у последней черты» о гибели наших парусников — подписка внизу левой колонки). После этого на «Армении» были установлены четыре 45-мм пушки 21К.

В обороне Севестополя

Между тем Красная Армия в упорных и кровопролитных боях обороняла Одессу, а основной фронт отходил на восток, к Крыму. Раненых было очень много. Днем и ночью, в любую погоду на борту «Армении» шла борьба за жизнь и здоровье наших солдат и офицеров. Капитану Плаушевскому удалось совершить пятнадцать невероятно тяжелых и опасных рейсов из Одессы в порты кавказского побережья, эвакуировав около 16 тысяч раненых и мирных жителей.

Наступление 2-й армии Манштейна на Крым было стремительным. Только на подступах к Севастополю понесшие большие потери части Красной Армии смогли организовать оборону и оказать серьезное сопротивление противнику. (Об обороне Севастополя читайте подробнее). Утром 6 ноября в Севастополе началась посадка на теплоход «Армения». Она проходила стихийно, и никто не знал даже количество принятых на борт людей. Несколько флотских госпиталей вместе с ранеными, медперсоналом и оборудованием попали на «Армению». Неожиданно в штаб флота пришло сообщение, что в Ялте собралась большая группа руководящих работников и партактива, которых надо было эвакуировать. Решили послать «Армению», хотя рисковать таким ценным транспортом не было никакой необходимости. В результате этого выход транспорта перенесли на 17 часов, т.е. за два часа до наступления темноты.

Выход из Севастополя в светлое время уже тогда был связан с большим риском, и теплоход вполне могли потопить еще на переходе к Ялте, однако в этот раз ему повезло. Сразу после выхода из Севастополя последовал новый приказ — зайти в Балаклаву. Там к «Армении» подошло несколько катеров, и сотрудники НКВД погрузили на судно деревянные ящики. Существует предположение, что в ящиках было золото и ценности из крымских музеев. После этого теплоход опять взял курс на Ялту и пришел туда только около 2 часов ночи. Вновь началась погрузка эвакуируемых, раненых и персонала госпиталей. В Ялте был получен приказ командующего флотом, что выход «Армении» запрещается до 19 часов, то есть до наступления темноты.

Роковой рейс

Капитан теплохода Плаушевский нарушил этот приказ и вышел в море 7 ноября в 8.00. Дело в том, что в Ялте совершенно отсутствовали какие-либо средства ПВО и маскировки. Большой транспорт у причала был виден как на ладони и представлял идеальную цель для немецких летчиков и артиллерии, которая могла подойти в любой момент. В море «Армения» могла, по крайней мере, маневрировать. Теплоход сопровождали два сторожевых катера и два истребителя И-153 «Чайка».

Погода портилась, начинался шторм, небо было покрыто низкой рваной облачностью. В 11 часов 25 минут транспорт был атакован одиночным немецким торпедоносцем Не-111. Самолет зашел со стороны берега и с дистанции 600 м сбросил две торпеды. Одна из них попала в носовую часть теплохода. Через 4 минуты «Армения» затонула. Согласно «Хронике Великой Отечественной войны Советского Союза на Черноморском театре» и «Справочнику потерь», вместе с судном погибли около 5 тысяч человек. Очевидцы же утверждают, что на судне пассажиров было в полтора или два раза больше, поскольку от нижних помещений до капитанского мостика люди стояли сплошной массой. Катера спасли только 8 человек.

Маршрут теплохода
Маршрут теплохода «Армения»

Послесловие к трагедии

Свыше полувека документы, касающиеся потопления «Армении», хранились под грифом «Совершенно секретно». Попыток поднять судно или его груз в советское время не предпринималось. После распада Советского Союза Департамент морского наследия Украины проводил поисковые работы в районе гибели «Армении». С помощью ученых из России и Германии были изучены все документы по этой трагедии, в том числе и засекреченные пока материалы из архива ФСБ. Однако найти точные данные о месте гибели «Армении» так и не удалось.

Гибель госпитального судна Армения
Гибель госпитального судна «Армения»
С картины А. Лубянова

В мае 2006 года к поиску «Армении» приступил американский исследователь Роберт Баллард. Ранее ему удалось обнаружить «Титаник» и ряд других загадочно пропавших судов, но на этот раз и он потерпел неудачу. Эта тайна надежно спрятана в глубинах Черного моря. Таким образом, мы и сегодня почти ничего не знаем об этой одной из самых масштабных и трагических катастроф на море!

Похожая по масштабам потерь катастрофа произошла в сентябре этого же года на Ладожском озере. Посмотрите статью «Ладожская трагедия»

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Сборник. Военные катастрофы на море. Москва. 2001 год.
  • Широкорад А.Б. Катастрофа, равная гибели пяти «Титаников». «Независимое военное обозрение» № 17 2006 г.

А что Вы думаете о гибели «Армении»? Считаете ли Вы, что капитан принял правильное решение? Надо ли продолжать поиски, или лучше каким-либо другим способом увековечить память погибших? Напишите об этом в комментариях к статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Сергей :

    Номер армии, которой командовал Манштейн, указан неверно. То, что гибель «Армении» при СССР была секретом — неправда. Достаточно было просто почитать художественную литературу. Правильно ли поступил капитан — вопрос неуместный, результат его действий налицо. Золота там не было, иначе теплоход нашли бы еще при Союзе.

    30.08.2012

  2. Владимир Додонов :

    Да, Сергей, Вы совершенно правы. Манштейн командовал не 2-й, а 11-й армией. Эту ошибку в статье я уже исправил.
    В художественной литературе можно написать все, что угодно. Если у Вас есть информация о каких-то серьезных источниках советского периода, сбросьте, пожалуйста, ссылку.
    Ваше мнение о действиях капитана является довольно распространенным, но далеко не единственным, и уж тем более оно не может быть истиной в последней инстанции.
    Какой груз был доставлен на «Армению» в Балаклаве никто не знает. Может быть это было золото, или художественные ценности, а может быть просто архив НКВД. Важно то, что в советское время поиски «Армении» не проводились.
    А в остальном, спасибо за комментарий. Ваше мнение, действительно, будет интересно читателям этой статьи.

    03.09.2012

  3. Вячеслав :

    Командующий Октябрьский Ф.С своими действиями по «организации» оставления100 тысяч защитников (включая и раненных) СОР на 35 батарее и мысе Херсонес в июле 1942 года скомпрометировал (мое мнение.не только себя) .а затем всю жизнь устраивая парады в белых фуражках в Севастополе в честь этой позорной страницы его руководством Флотом( про вывод на Северную сторону защитников Севастополя 1854-1855 мы без него знали….) Уверен…»Организовав» в угоду каким-то партийным указаниям……снятие людей и грузы(даже государственно важные) в разных портпунктах одним судном не расчитав время подхода снятия их с берега и отхода в темное время суток -Фактически подставил капитана …на действия по обстановке…..К сожалению РДО у капитана (входящее) не прочитаешь..О запрете движения до 17.00 и кто бы его давал (город на прямой наводке)…Исходящие в реестре оформить(для доклада …можно) Кроме Армении ..есть информация….были еще плавсредства в Севастополе ..Запусти их с расчетом по времени (комфорта ну не будет у начальников) И все могло бы быть по другому….

    15.04.2013

  4. Владимир Додонов :

    Здравствуйте Вячеслав!
    Вы совершенно правы в том, что после войны к Ф.С. Октябрьскому появилось много вопросов, связанных с его деятельностью на посту командующего ЧФ. Сейчас, когда мы обладаем гораздо более полной информацией, не несем никакой ответственности за предлагаемые решения и не подвергаемся жесткому давлению со стороны Ставки ВГК, нам кажется, что многое можно было бы сделать не так, избежать «напрасных» действий и жертв. Мы, безусловно, должны изучать историю, в том числе и ошибки или недоработки наших командующих, делать это надо скрупулезно, строго, но без эмоций. Все наши военачальники на протяжении всей войны совершали действия, которые сейчас кажутся ошибочными или недостаточно продуманными. Но можем ли мы осуждать людей за то, что они воевали, так как могли и так как умели. Они победили и этим уже завоевали уважительное отношение к себе. Что же касается потерь, то популярная песня о том, что нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим – это не просто красивые слова, а суровая правда военных лет.
    С уважением
    Владимир

    02.05.2013

  5. Алексей Леонидов :

    Тайну гибели «Армении» наверняка знает тот, кто организовывал эвакуацию ценностей. Необходимо искать документы в архивах, если они еще не уничтожены. А если эти ценности уцелели и куда-то «ушли», то маловероятно что-либо обнаружить.

    19.01.2014

  6. Владимир Додонов :

    Вы правы, Алексей!
    Искать надо в архивах КГБ РФ, а корабль, скорее всего, лежит в водах Украины.

    30.01.2014

  7. Андрей :

    Там была часть коллекции картин, известных русских художников из русского музея.Корабль не шёл в Туапсе.По-моему мнению искать его следует у мыса Сарыч.Потопить судно было не сложно,огромный перегруз и слабая плавучесть могла стать катастрофой и во время сильного шторма.Во время эвакуации была большая неразбериха и один приказ сменял другой с переменой тактической обстановки на фронте.Возлагается вся ответственность на капитана.Но я думаю,решение о выходе в море в 8.00 принял не он.Он получил приказ.Роковой приказ.Проще свалить ответственность на покойника и концы в воду.Тогда, и особенно сегодня ,это обычная практика.Поэтому сей факт истории мало известен.

    01.11.2014

  8. Наталья :

    Здравствуйте!
    А где можно запросить списки экипажа Армении. Есть предположение , что там был мой дед.

    09.11.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика