Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Ледовый поход Балтийского флота

А.М. Щастный
А.М. Щастный

20 февраля 1918 года — началась одна из наиболее славных операций Балтийского флота, получившая название Ледовый поход. Ее суть заключалась в перебазировании в Кронштадт кораблей и судов флота из портов Эстонии и Финляндии. Возвращение флота в свою главную базу придало устойчивость обороне Петрограда и упрочило положение нашей страны. Результаты этой операции оказали большое положительное влияние на ход не только Гражданской, но и Великой Отечественной войны.

В эти трудные дни новым начальником Морских сил Балтийского моря был назначен Алексей Михайлович Щастный. Бывший офицер, прошедший две войны, он смог в кратчайший срок мобилизовать личный состав на спасение флота. Драматизм и парадоксальность сложившейся ситуации заключались в том, что уже через шесть дней после успешного завершения операции А.М. Щастный был арестован и расстрелян по приговору Ревтрибунала якобы за подготовку контрреволюционного переворота. Это был первый смертный приговор советской судебной системы.

Огромная сила и паралич возможностей

В истории Балтийского флота есть немало блистательных побед, одержанных в ожесточенных сражениях с иноземными захватчиками. В славном ряду этих побед стоит и крупная стратегическая операция флота, которая получила название Ледовый поход. Она прошла без единого выстрела, однако ее успешное проведение имело чрезвычайно большое значение для нашей страны на протяжении нескольких последующих десятилетий.

Необходимость и срочность проведения операции вызывалась вполне реальной угрозой захвата кораблей германскими войсками. В конце 1917 года, несмотря на потери в сражении за Моонзундские острова (подробности читайте здесь), Балтийский флот представлял внушительную силу. Он имел в своем составе 7 линейных кораблей, 9 крейсеров, 62 эсминца, 26 подводных лодок, а также более 450 кораблей и судов других классов. Большая часть этих сил базировалась на Гельсингфорс.

Второй крупной базой флота был Ревель, там стояли 5 крейсеров, 17 подводных лодок, минные заградители и ряд других кораблей. Значительная часть более мелких кораблей, тральщиков, катеров и вспомогательных судов находилась в Ганге (Ханко) и Або (Турку). При этом многие корабли проходили ремонт, а в целом флот испытывал острую нехватку топлива, запчастей, продовольствия. Все действия флота буквально сковывал огромный некомплект командного состава и корабельных специалистов. Однако особенно большую тревогу вызывало базирование флота.

Обострение угроз и начало операции

Воспользовавшись срывом по вине Л. Д. Троцкого мирных переговоров в Бресте, германские войска 18 февраля 1918 года перешли в наступление по всей линии фронта. Немецкие армии быстро продвигались и достигли Ревеля, Пскова, Нарвы. Немцы рассчитывали захватить наши корабли, которые не смогут уйти из Ревеля, поскольку весь Финский залив был скован льдом. Первый отряд кораблей в составе трех подводных лодок вышел из Ревеля 20 февраля 1918 года. Его провел в Гельсингфорс ледокол «Волынец».

Через два дня по этому же маршруту «Ермак» провел еще 3 подводных лодки и 2 транспорта с имуществом. Немцы всячески пытались помешать уходу кораблей из Ревеля, с этой целью их десантный отряд по льду атаковал наши укрепления на островах Нарген и Вульф, однако все атаки противника были отбиты. Последний караван кораблей и судов покинул Ревель 25 февраля. На выходе из базы он подвергся налету немецкой авиации. В это время в город ворвались немецкие части, но захватить корабли им уже не удалось. На переходе затонула подводная лодка «Единорог», получившая повреждения во льдах.

Карта Ледового похода
Карта Ледового похода

Через несколько дней, 3 марта 1918 года, был подписан Брестский мирный договор, по которому Советская Россия должна была вывести свои корабли из портов Финляндии. В конце января на территории этой страны белофинны развязали гражданскую войну, и, опираясь на помощь Германии, стали быстро приближаться к местам базирования нашего флота, а также захватили ключевые острова Финского залива Гогланд, Лавенсари и Соммерс. В ночь на 3 апреля немецкая эскадра высадила в районе Ханко десант, который стал быстро продвигаться к Гельсингфорсу. Возникла реальная угроза захвата кораблей Балтийского флота белофиннами и немцами. Весь флот необходимо было срочно перебазировать в Кронштадт.

Трудности нарастают, но эвакуация уже началась

Первый отряд в составе 4 линейных кораблей и 3 крейсеров в сопровождении ледоколов «Ермак» и «Волынец» вышел из Гельсингфорса 12 марта. Преодолев все трудности, 17 марта отряд благополучно прибыл в Кронштадт. Между тем обстановка в Финском заливе продолжала осложняться. Ледоколы «Волынец», «Тармо» и «Черноморский № 1» были захвачены белофиннами. Ледокол «Ермак» при возвращении из Кронштадта в Гельсингфорс 29 марта был обстрелян с острова Лавенсари, а 31 марта с острова Гогланд и был вынужден вернуться в Кронштадт. В связи с этим при проводке второго отряда роль ледокола выполнял линейный корабль «Андрей Первозванный». Отряд состоял из 2 линкоров, двух крейсеров, 3 подводных лодок и 2 слабосильных портовых ледоколов. Подводная лодка «Рысь» была повреждена льдами и возвратилась в Гельсингфорс. На третьи сутки похода отряд был встречен ледоколом «Ермак» в сопровождении крейсера «Рюрик», и 10 марта корабли прибыли в Кронштадт.

Крейсер Рюрик в Кронштадте после Ледового похода
Крейсер «Рюрик» в Кронштадте после Ледового похода
Архив фотографий кораблей русского флота

Третий отряд, включавший 167 единиц, был разделен на 4 группы. В это время из Петрограда в Гельсингфорс по железной дороге с боями прорвался эшелон с 500 моряками торгового флота. Они пополнили команды уходивших судов. Первая группа в составе 8 подводных лодок и 2 пароходов вышла 7 апреля. Через 4 суток ее нагнала вторая группа (5 миноносцев, 2 подводные лодки, 5 транспортов и база подводных лодок). Последние две группы вышли из Гельсингфорса 12 апреля, когда белофинны уже заняли город, а на горизонте виднелись дымы германской эскадры. Все эти группы двигались шхерным фарватером, крайне трудным в ледовом отношении. Сначала корабли успешно преодолевали ледовые заторы, но на меридиане города Котка были затерты льдами и остановились. Подошедшие на помощь три ледокола в течение 7 дней выводили корабли этого отряда на пробитый во льдах фарватер, по которому они 15-19 апреля 1918 года благополучно прибыли в Кронштадт. С таким же напряжением сил, настойчивостью и самоотверженностью действовали наши ледоколы и в годы Великой Отечественной войны. Читайте статью об участии ледоколов в битве за Арктику.

Команды всех кораблей и судов проявили исключительную самоотверженность. Некомплект людей достигал 60-80 %. Эсминец «Войсковой», например, привели в Кронштадт всего 8 матросов и 4 офицера. На многих кораблях приходилось нести вахту практически бессменно. Особенно тяжело приходилось машинистам и рулевым, поскольку при движении во льдах надо было часто менять курс и скорость. Зима 1917-1918 года была суровой. Толщина даже ровного льда в Финском заливе достигала 60-70 сантиметров, а в нагромождении торосов еще больше. Плавание в таких условиях приводило к образованию значительных деформаций корпусов и вмятин, в некоторых случаях возникали трещины, изломы шпангоутов и пробоины, но, в целом, корабли и их экипажи выдержали это испытание.

Ледокол Ермак во время Ледового похода
Ледокол «Ермак» во время Ледового похода
С картины К.А. Соколова

На этом операция по перебазированию кораблей флота была успешно завершена. В результате героического Ледового похода балтийцами были спасены 226 кораблей и судов, вывезены две бригады воздушного флота, оборудование крепости и фортов, запасы боевой техники. Но положение на Балтийском флоте оставалось крайне тяжелым. Стихийная демобилизация, массовый уход офицеров, отсутствие какой-либо дисциплины свели до минимума боеспособность флота. Вовсю разгулялась стихия матросской вольницы. В это время на флоте стал известен секретный приказ Л.Д. Троцкого о подготовке к уничтожению с таким трудом спасенных кораблей. Страсти закипели, 11 мая восстали экипажи стоявших в Петрограде кораблей. Они потребовали передать всю власть морской диктатуре Балтийского флота.

Реакция Советского правительства последовала незамедлительно. 25 мая начальник Морских Сил Балтийского моря А.М. Щастный был вызван в Москву, обвинен подготовке государственного переворота и приговорен к расстрелу. Одновременно в Новороссийске были уничтожены остатки Черноморского флота. Этими жесткими мерами Москва восстановила контроль над Балтийским флотом, устранила разногласия с Германией и обеспечила себе мирную передышку для подготовки к грядущим боям за Советскую власть. Началось и восстановление флота. Читайте об этом в статье Рабоче-Крестьянский Красный Флот.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Боевой путь Советского Военно-Морского флота. Москва. 1974 г.
  • Дважды Краснознаменный Балтийский флот. Изд. 2. 1978 г.
  • Аммон Г. А. Морские памятные даты. 1987 г.
  • Горшков С. Г. Морская мощь государства. Москва. 1979 г.
  • Москва и судьбы Российского флота. Москва. 1996 г.

У нас еще очень мало объективной информации как о состоянии Балтийского флота в тот период, так и об обстановке в стране. Имеющиеся статьи и высказывания крайне политизированы и поэтому не могут быть объективными. Как Вы думаете, не пора ли нам, в конце концов, преодолеть разногласия той поры и восстановить единство наследников белых и красных на основе уважительного отношения к подвигам и тех и других? Вы можете дополнить эту статью, если у Вас есть интересные подробности и детали. Возможно, у Вас сложилось свое мнение. Поделитесь им в комментариях к этой статье! Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика