Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Пароходы «Сибиряков» и «Дежнев» в битве за Арктику

Пароход Александр Сибиряков
Пароход «Александр Сибиряков»
С картины П.П. Павлинова

10-31 августа 1942 года – решающий этап в битве за Арктику. Слабо вооруженные ледокольные пароходы «Александр Сибиряков» и «Дежнев» поочередно вступили в неравный бой с новейшим тяжелым крейсером Германии «Адмирал Шеер» и вынудили его отказаться от поиска и разгрома советских конвоев в Карском море, уничтожения порта Диксон и блокирования Северного морского пути. Операция германского флота «Вундерланд» провалилась.

Несмотря на наличие большого количества надводных кораблей, подводных лодок и сильную авиационную поддержку, немцам не удалось достичь ни одной из поставленных операция «Вундерланд» целей. Решительное противодействие моряков Северного флота, в том числе экипажей ледокольных пароходов «Александр Сибиряков» и «Дежнев», обеспечило свободу судоходства в советской Арктике.

Советская Арктика в планах немецкого командования

Борьба на морских коммуникациях находилась в центре внимания германского командования на протяжении всей Второй мировой войны. В ее первые годы основной ареной этой борьбы была Атлантика. Однако серьезные затруднения на Восточном фронте заставили фашистское командование активизировать противоборство в Арктике, чтобы блокировать военно-транспортные перевозки по Северному морскому пути. Дополнительно читайте об этом в статье Ледоколы в битве за Арктику.

К весне 1942 года на базы в Северной Норвегии были переброшены линкор «Тирпиц» и четыре крейсера. Количество подводных лодок было увеличено до 20, а самолетов — до 400. Значительная часть этих сил была выделена для проведения операции «Вундерланд», целью которой было полное прекращение движения судов в советской Арктике. Главный удар по нашим арктическим коммуникациям планировалось нанести силами одного или двух тяжелых крейсеров. В качестве дополнительных мер предусматривался ряд активных минных постановок и ударов авиации. Не менее напряженной была обстановка и на Черном море, где по подводным лодкам и самолетам противника стреляли даже из орудий перевозимых на верхней палубе танков. Подробности читайте в статье о том. как танки Т-34 перевозили на танкерах.

Летом 1942 года суровые полярные воды стали ареной ожесточенных боевых действий. После разгрома конвоя «PQ-17» союзники временно прекратили отправку грузов в наши северные порты, и германское командование получило возможность наносить удары по нашим коммуникациям в Арктике. В начале августа гитлеровцы узнали о формировании в Архангельске крупного конвоя, который вышел в восточном направлении. От японцев они получили сведения о проходе через Берингов пролив конвоя в составе которого были лидер «Баку» и два эсминца. Во второй половине августа оба конвоя должны были встретиться в Арктике у пролива Вилькицкого, где обычно складывается наиболее тяжелая ледовая обстановка.

Скопление кораблей, ледоколов и транспортов в стесненной льдами акватории пролива и стало непосредственной целью операции. Ее предполагалось провести с 10 по 31 августа силами тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» и 5 подводных лодок. Немецкой авиации предписывалось нанести удары по Мурманску и Архангельску. В центре этих событий оказались наши ледокольные пароходы «Александр Сибиряков» и «Дежнев».

Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер»

Крейсер Адмирал Шеер
Крейсер «Адмирал Шеер». Фотография предвоенных лет

В середине 1920-х гг. Германия приступила к строительству кораблей для рейдерских действий в океане. Главной «изюминкой» проекта стала дизельная силовая установка, обеспечившая огромную дальность плавания. «Адмирал Шеер» был вторым кораблем этой серии. Его орудия главного калибра 280-мм располагались в двух трехорудийных башнях. Их дополняли восемь 150-мм орудий. В результате получился уникальный корабль, по мощи артиллерии превосходивший зарубежные тяжелые крейсера и имевший превосходство в скорости над линкорами того времени. Его и направили на наши арктические коммуникации.

Первые герои и жертвы войны в Арктике

С 4 августа немцы начали развертывание подводных лодок в Карском море и у Новой Земли. Подводная лодка U-209 17 августа потопила две баржи, буксиры «Норд» и «Комсомолец», а буксир «Комилес» под обстрелом врага выбросился на берег. Погибло более 300 человек и много ценных грузов. «Адмирал Шеер» 20 августа подошел к северной оконечности Новой Земли. На следующий день он обнаружил караван судов во главе с ледоколом «Красин», но из-за тумана и сложной ледовой обстановки сблизиться с ним не смог.

Маршрут крейсера Адмирал Шеер
Маршрут крейсера «Адмирал Шеер»

Затем приступили к минным постановкам. Немецкий минный заградитель «Ульм» (на борту 260 мин) 23 августа вышел к северо-западному побережью Новой Земли. Во время перехода он был обнаружен и потоплен английскими эсминцами. Немецкие подводные лодки минировали проливы в районе Новой Земли. На этих минах позднее погиб сторожевой корабль «Муссон». Мины ставили также у входа в Кольский залив и на фарватерах у острова Кильдин. Однако это не принесло ожидаемого результата из-за малой живучести мин в условиях Арктики.

24 августа немецкая авиация нанесла первый массированный удар по Мурманску, а подводная лодка U-601 в Арктике потопила торпедами транспорт «Куйбышев» при этом погиб весь экипаж судна. «Адмирал Шеер» рано утром 25 августа обстрелял радиостанцию на мысе Желания (северная оконечность Новой Земли) и направился к проливу Вилькицкого. По пути он встретил и потопил ледокольный пароход «Александр Сибиряков». Несмотря на скоротечность боя, капитан «Сибирякова» успел передать радиограмму о появлении немецкого рейдера в Карском море. После гибели парохода, его капитан А.А. Качарава и 17 моряков оказались в плену. Командиру немецкого крейсера очень нужна была информация о ледовой обстановке в Карском море и в проливе Вилькицкого, но от пленных он этой информации не получил. Точно также под ударами эсминцев противника погиб в августе 1941 года слабо вооруженный сторожевой корабль «Туман».

Решительный отпор советских моряков и провал операции

Благодаря сообщению «Сибирякова» все наши суда в Арктике были предупреждены о появлении вражеского рейдера и перешли в безопасные районы. Командующий Северным флотом вице-адмирал А.Г. Головко приказал немедленно направить против немецкого крейсера бомбардировщики и подводные лодки, привести в готовность к его перехвату эсминцы. Однако обнаружить крейсер тогда не удалось.

27 августа «Адмирал Шеер» обстрелял Диксон, который в то время был одним из крупнейших наших портов в Арктике. Ему отвечали орудия парохода «Дежнев» (четыре 76,2-мм и четыре 45-мм орудия), две пушки транспорта «Революционер» и одна стоявшая на деревянном причале 152-мм пушка, которую подготовили, но не успели отправить в Архангельск. Мужественные и решительные действия североморцев заставили фашистов отказаться от высадки десанта и полного уничтожения порта.

Затем крейсер зашел с другой стороны и еще раз обстрелял порт. На этот раз ему отвечало все то же единственное 152-мм орудие. После нескольких близких разрывов снарядов немецкий крейсер поставил дымовую завесу и вышел из боя.

Итоги

«Дежнев» получил несколько крупных и множество мелких пробоин, труба и надстройки были сильно повреждены осколками, погибли 7 человек, около 30 моряков имели ранения. Пароход подошел к берегу, лег на грунт и экипаж приступил к устранению повреждений. Пароходы «Кара» и «Революционер» пострадали при обстреле, но смогли благополучно уйти вверх по Енисею. Ни в порту, ни в поселке больших повреждений не оказалось, а среди жителей и гарнизона порта не было даже тяжелораненых.

Пaроход Дежнев
Пaроход «Дежнев». С картины В.М. Иванова

Немцам не удалось ни прервать наши коммуникации в Арктике, ни уничтожить наши конвои и разрушить порт Диксон. По нашим данным в крейсер попало три 152-мм снаряда, но немецкие источники это не подтверждают. На этом закончились боевые действия тяжелого крейсера «Адмирал Шеер» в советской Арктике, 30 августа он вернулся в Нарвик.

Немецкая авиация совершила еще несколько налетов на Мурманск и на Архангельск, на этом и завершилась операция «Вундерланд». Оценив ее результаты, немецкое командование решило отказаться от использования надводных кораблей в водах советской Арктики. Конвой с кораблями Тихоокеанского флота успешно прошел в Кольский залив и значительно усилил боевую мощь Северного флота. Тяжелый крейсер «Адмирал Шеер» погиб 9 апреля 1945 года во время налета британской авиации на Киль.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • История второй мировой войны 1939-1945 гг. Том 4 и 6. 1975 год.
  • История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг. Т. 3. 1961 г.
  • Баженов Н., Патянин С. «Ультра» против «Ульма». Альманах «Войны, История, Факты» № 1(8) май 2005 г.
  • Белов М.И. Провал операции «Вундерланд». 1962 год.
  • Доценко В.Д. Мифы и легенды российского флота. 2000 год.
  • Хаметов М.И. Адмирал А.Г. Головко. 1984 год.

О планах и реальной деятельности фашистов в советской Арктике сейчас появилось довольно много статей и книг. Возможно и у Вас, уважаемый читатель, есть какие-то интересные сведения по этому вопросу. Поделитесь ими в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. i.grafova :

    Будьте внимательнее. Фото не соответствует внешнему виду немца на тот год. Орудия ГК у него были, как известно, 283мм, да и вес снарядов у них был несколько другой…
    Разумеется, при надлежащем усердии он мог раскатать тот же Диксон в плоский блин, но у него не стояло такой задачи… «Кусай и беги» (есть такая тактика) — вот было его задача, для которой он, собственно, и создавался изначально. Ставка у немцев была, в первую очередь, на свои ПЛ.
    А «Тирпиц» в тех водах (где «геройствовал» «Шеер») — это примерно как ПЛ в степях Украины

    26.02.2017

  2. Владимир :

    i.grafova
    О чем Вы говорите? Посылать такой крупный корабль в дальние арктические воды только для того, чтобы он просто немного пострелял по порту Диксон? Может быть и до Москвы немцы дошли только для того, чтобы покусать и быстро убежать? «Шеер» ушел потому что его командир проявил слабость и отказался от выполнения поставленной задачи. А немцев под Москвой, Если Вам интересно знать, победил не генерал Мороз, а Красная Армия. «Тирпица» потопили в порту Тромсе. Это, к Вашему сведению, северная Норвегия.

    04.03.2017

  3. Ирина :

    Попробую объяснить… Есть такое понятие — «флит ин биинг». Расширительно — сам факт существования флота оказывает существенное влияние на политику, планирование и ход военных действий. Прекрасный пример тому — тот же «Тирпиц». Кроме того есть тоже термин — «показ флага». Весьма действенный прием и в мирное и в военное время. Чтобы карась не дремал, образно говоря. Операция «Вундерланд» — из близкого разряда. В случае удачи её немцы бы сорвали определенный куш, спору нет. Ну и что бы это им дало? Прибытие или неприбытие трех ЭМ на СФ сильно изменило бы соотношение сил на театре? Так же как и потопление еще нескольких «купцов»? Для того, что бы надежно перекрыть Севморпуть, у немцев просто не было ни сил, ни средств. Да и желания тоже, кстати. А вот страху нагнать, держать в напряжении — это получилось вполне. А командир «Шеера», может, и не оказался на высоте, но выполнил задачу с наименьшими потерями. И ни о какой слабости речи быть не может. Ну, раскатали бы Диксон они, высадили десант, разрушили радиохозяйство, подорвали причалы (может быть), попили бы трофейного спирта — дальше что? Зато призраки «Шеера» или «Хиппера» долго еще маячили на горизонтах и в докладах, что немцам и нужно было. Так что о провале как таковом данной операции говорить довольно сложно. Просто не выполнили всех поставленных задач — это вернее. И получили немцы определенное психологическое преимущество, хоть и временное. Что тоже немаловажно.

    15.08.2017

  4. Владимир :

    Спасибо, Владимир! Получилось, кратко, но информативно. И в библиографии без неожиданно ставшей у некоторых «исторической», одной книги «альтернативки».

    16.08.2017

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика