Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Генеральный спонсор проекта казино вавада

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Торпедные катера дальнего действия

Торпедный катер
Торпедный катер

15 февраля 1942 года Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов утвердил документацию на постройку опытного стального торпедного катера дальнего действия (СТКА ДД ). Его проектированием и строительством опытного образца (проект 163) руководил заключенный ОКБ НКВД (шарашки) при заводе № 340 в Зеленодольске инженер П.Г. Гойнкис. В качестве прототипа использовали присланную из блокадного Ленинграда конструкторскую документацию на 40-тонный торпедный катер П-23 (Д-4). Работы продвигались успешно и в декабре 1942 года был построен первый в мире глиссирующий торпедный катер с дизельной энергетической установкой.

Еще в 30-х годах в СССР осознали необходимость иметь в составе флота мореходные торпедные катера дальнего действия, которые уже стали появляться во многих странах. У нас к их проектированию и строительству приступили сразу после окончания Гражданской войны, а в конце 1930-х было разработано несколько проектов таких катеров дальнего действия.

Проблемы торпедных катеров типа Ш-4 и новые разработки

В 1922 году Наркомат по морским делам обратился в ЦАГИ с просьбой разработать проект глиссирующего торпедного катера со следующими характеристиками: район действия 150 км, скорость 100 км/ч, вооружение один пулемёт и две 45-см мины Уайтхеда (торпеды). В результате этого в 1927 году был построен дюралевый катер АНТ-3 («Первенец»), а в серийное производство был принят его улучшенный вариант Ш-4. В 20-30 годах инженеры В.И. Бекаури и А.Ф. Шорин разрабатывали радиоуправляемый торпедный катер, однако этот проект тогда не получил развития. О первом применении радио в интересах военно-морского флота читайте здесь .

Вскоре поле поступления на флот первых серийных Ш-4 начальник дивизиона торпедных катеров И.П. Чернышёв в ноябре 1928 года докладывал в штаб Морских сил Балтийского моря о невозможности развития полного хода (43-44 уз) при волнении свыше 3 баллов. Правдивый доклад вызвал резкую реакцию начальника ВМС РККА Р.А. Муклевича. И только вмешательство начальника МСБМ М.В. Викторова спасло Чернышёва от жестких «оргвыводов».

В конце 1933 года ЦАГИ получил от ВМС РККА тактико-техническое задание на разработку проекта мореходного катера, способного сохранять высокую скорость и применять основное оружие на волнении 5 баллов. Торпедный катер, получивший обозначение Г-8, представлял собой вдвое увеличенный по водоизмещению Г-5 (29,5 т, наибольшая длина 24,2 м) с четырьмя 1000-сильными моторами типа ГАМ-34. Лучшую мореходность хотели достичь увеличенной до 13° килеватостью корпуса на миделе. Осенью l937 г. катер, построенный подмосковным заводом № 156, отправили по железной дороге в Севастополь для проведения ходовых испытаний.


Атака торпедного катера

Завершение работ затормозил арест в октябре 1937 года А.Н. Туполева и его помощников. Государственные испытания начались лишь в августе 1939 г. Г-8 показал хорошие мореходные качества на волнении 4-5 баллов, успешно провели и торпедную стрельбу. При водоизмещении 28,2 т он развил скорость 48,3 уз. В августе 1940 года его включили в состав бригады торпедных катеров Черноморского флота. Однако сенью 1940 г. начальник Главного морского штаба адмирал Л.М. Галлер (о его вкладе в развитие советского ВМФ читайте в статье об адмирале Галлере ) принял решение об отказе от серийного строительства катеров типа Г-8, мотивируя это принятием на вооружение деревянного Д-3.

Торпедный катер СМ-4

В начале 1935 года флотом был заключен прямой договор с заводом № 194 на разработку и строительство торпедного катера повышенной мореходности. Заданием оговаривалась скорость 40 узлов при ветре 6 баллов и дальность плавания 240 миль. Проект катера завод направил в НИИ военного кораблестроения для модельных испытаний. НИИВК рекомендовал отказаться от реданной «туполевской» конструкции катера. Проект переработали, соответственно снизив требования задания (максимальная скорость при 6-балльном ветре — 30 уз). Зато в новом задании появились два 533-мм торпедных аппарата.

В ноябре 1935 г. завод подписал с ВМФ новый договор на строительство стального катера СМ-4 и приступил к его выполнению. Однако вследствие арестов всего руководства завода и многих ведущих специалистов (из-за многочисленных поломок серийных Г-5) готовый корпус СМ-4 почти два года простоял в цехе. На испытания катер вышел осенью 1940 г., показав на тихой воде при водоизмещении 38,6 т (по спецификации — 37,3 т) максимальную скорость 39,5 уз. Сравнение с Д-3 оказалось не в пользу СМ-4, и его судьба оказалась решенной: «ни в коем случае не может пойти в серийную постройку…».


Уничтожение конвоя врага

Торпедный катер Д-3 и его проблемы

Запрос флота на мореходный торпедный катер, с трехвальной механической установкой, но с ограничением размерений железнодорожными габаритами, появился в 1938 году в КБ ленинградского завода №5 НКВД под руководством руководителя проектной группы Л.Л. Ермаша. Позже этот проект получил широкую известность как Д-3. С тремя моторами ГАМ-34ФН мощностью по 1200 л. с. деревянный катер полным водоизмещением 34,7 т на тихой воде развил скорость до 48 уз, подтвердив на испытаниях высокую мореходность.

Он был вооружен торпедными аппаратами БС-7, двумя 12,7-мм пулеметами, а также имел четыре больших и восемь малых глубинных бомб. Дальность плавания 40-узловым ходом составляла 300 миль, а 8-узловым — 550 миль. Опыт войны выявил серьезные его недостатки. Стрельба торпедами на максимальном ходу была возможна лишь при состоянии моря до 3 баллов. Фактически выходили в атаку на скорости 28-36 уз, поэтому противник имел в запасе 5-6 минут, чтобы прицельно обстреливать атакующий катер. Наконец, в условиях севера происходило обледенение торпед.


Торпедный катер Д-3

Дальнейшие разработки

Стальной вариант торпедного катера по тому же ТТЗ 1938 года разрабатывался КБ завода № 194 — катер СМ-3 (пр. 103). В феврале 1941 г. комиссия приступила к его испытаниям. При первых же выходах в море на полном ходу (42 уз) на волне 4 балла обшивка корпуса дала трещину, моторный отсек начал затапливаться. Корпус усилили, что снизило тактико-технические элементы катера, однако по рекомендации председателя приемной комиссии Б.В. Никитина СМ-3 позже был принят в состав бригады торпедных катеров Черноморского флота.

В течение 1940 года под руководством Л.Л. Ермаша проектировался 40-тонный мореходный стальной торпедный катер дальнего действия (СТКА ДД) П-23 (Д-4). Его дальность плавания 8-узловым ходом составляла 1380 миль. Однако с началом войны и блокады Ленинграда строительство головного катера пришлось прекратить, а всю конструкторскую документацию передали в ОКБ НКВД при заводе № 340 в Зеленодольске. Проект получил номер 163.

К декабрю 1942 г. на заводе построили опытный образец, который с мая по август 1943 г. проходил испытания на Каспии в районе Баку. При этом максимальная скорость катера составила 30 узлов при обещанной разработчиками скорости 37 узлов. В то же время катер продемонстрировал высокую мореходность и дальность плавания, в несколько раз превышавшую показатели других отечественных образцов. После завершения испытаний торпедный катер проекта 163 передали Черноморскому флоту, где он использовался до 1946 г.

И наконец, нельзя не сказать еще об одном интересном проекте – это вооружение торпедных катеров неуправляемыми реактивными снарядами (НУРС). В январе 1942-го на несколько торпедных катеров типа Г-5 смонтировали установки БМ-8 и БМ-13. Вскоре это нововведение доказало свою эффективность, и уже 18 июня 1942 года четыре таких катера, совершили налет на Ялту. Они подорвали торпедами прикрывавшие вход в порт береговые укрепления, а затем ракетами подавили огневые точки. Налет на Ялту де-факто стал дебютом ракет на советском военно-морском флоте.

По мере накопления опыта сфера применения этого оружия расширялась. И вот, в ночь на 20 сентября 1942 года экипаж ТКА №54 впервые потопил ракетами вражеское судно. Это была небольшая шхуна, пытавшаяся высадить диверсионную группу в Цемесской бухте. Вскоре торпедные катера с НУРС появились и на Балтике, и на Севере, и на озерных флотилиях. К концу войны советский флот накопил такой опыт использования ракетных установок, какого не имел ни один другой флот в мире. В дополнение посмотрите еще статью Десантные корабли России .

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Литинский Д.Ю. «Создание торпедных катеров дальнего действия». Журнал «Морской вестник» № 2 за 2015 год.
  • «Большой торпедный». Журнал «Моделист-конструктор» № 5 2015 год.

Обратите внимание, уважаемый читатель, с какими трудностями происходило проектирование и строительство торпедных катеров. На основании этого можно представить каково было служить и воевать на таких катерах, когда каждый выход в море, не говоря уже о боевых походах, требовал большого мужества и профессионализма.
Напишите свое мнение в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Lev :

    Большое спасибо, Владимир за интересный материал

    25.02.2021

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке .

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Яндекс.Метрика