Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Морской Гвардейский экипаж

Герб Экипажа
Герб Экипажа

16 (28) февраля 1810 года – утвержден проект создания Морского Гвардейского экипажа, как полноценной воинской части Императорской Гвардии. Его основой стала придворная яхтенная и гребецкая команда, сформированная еще при Петре I. Точную дату формирования гребецкой команды установить не удалось, поэтому свою историю Морской Гвардейский экипаж ведет с 16 февраля 1710 года, когда царским придворным судам был пожалован особый флаг. В его основе был Андреевский крест на белом фоне. С этого момента произошло разделение флагов военных и гражданских судов.

Интересно, что главной задачей Экипажа была охрана императорской семьи. Но уже через 15 лет после формирования его матросы приняли активное участие в восстании декабристов. А во время февральской революции 1917 года его колонна с оркестром и развернутым знаменем прошла по центральным улицам города к Таврическому дворцу. Командир Экипажа контр-адмирал Кирилл Владимирович (двоюродный брат Николая II) передал своих гвардейцев в распоряжение Государственной думы, полностью отказавшись от императорских амбиций семьи Романовых.

Формирование и назначение

Команды «царских гребцов» принимали участие во всех морских и сухопутных баталиях Петра I. Особенно они отличились в 1703 году, когда несколько лодок под командованием Петра, взяли на абордаж шведские бот «Гедан» и шняву «Астрильд». В полной мере подготовка придворных гребцов к боевым действиям, как на море, так и на суше стала проводиться при Павле I. При нем же впервые появились гвардейские корабли, экипажи которых были сформированы из придворных гребцов.

Первоначально Экипаж насчитывал всего 434 человека: 4 строевые роты и артиллерийская команда. Они использовались для службы на придворных яхтах и гребных судах, а также для караульной службы в царской резиденции. Государь был очень доволен их подготовкой и считал: моряки и в море, и на суше летом и зимой должны демонстрировать, что военно-морские силы страны – на страже Отечества, и по выучке не уступают гренадерам.

Экипаж пополнялся лучшими офицерами и матросами флота. Ему было дано знамя гвардейского пехотного образца, а затем и герб, который представлял собой двуглавого орла под царской короной с двумя перекрещенными якорями. Первым командиром Экипажа был капитан 2-го ранга И.П. Карцов. Являясь продолжателем лучших традиций русской гвардии, Экипаж внес большой вклад в развитие Российского Флота, мореплавания, морской науки и техники.

Боевые заслуги морской гвардии

Первое боевое крещение Экипаж получил в Отечественной войне 1812 года. Моряки-гвардейцы встретили неприятеля под Витебском, а затем, преодолев 300 верст тяжелейшего пути, вместе с армией пришли на Бородинское поле. В задачу моряков входило строительство переправ для быстрого продвижения нашей армии и их уничтожение при подходе французов. Нередко это приходилось делать в ледяной воде и под огнем противника. В результате одни погибали на месте, а другие от переохлаждения и болезней.

Мичман Лермонтов
Мичман Лермонтов

В сражении при Бородино отряду матросов во главе с мичманом М.Н. Лермонтовым поручили оборонять единственную переправу на реке Колоче. Утром 26 августа французы атаковали наши позиции. Защищавшие их егеря мужественно держались, но, понеся большие потери, отступили через мост на левый берег реки. Французы стремительно бросились вперед прямо по уже горевшему мосту. Морякам пришлось разрушать мост и одновременно участвовать в рукопашной схватке. Французский полк был уничтожен. По приказу Кутузова мичман Лермонтов и все матросы его отряда получили награды.

В это время французы начали яростные атаки на левом фланге. Наша артиллерия, в том числе и морская артиллерийская команда, прямой наводкой била по вражеской пехоте и кавалерии. К 9 часов вечера у моряков осталось всего два исправных орудия, но все атаки французов были отбиты. В память об этом на Бородинском поле стоит величественный памятник лейб-гвардии Егерскому полку и матросам Гвардейского экипажа.

Моряки-артиллеристы
Морские артиллеристы
в Бородинском сражении

С картины А. Тронь

Особую доблесть проявили моряки в сражении 17-18 августа 1813 года у поселка Кульм. Французы ожесточённо штурмовали наши позиции, обстреливая их артиллерией. Это был жаркий, кровопролитный бой. Противники перемешались и дрались в штыки. Капитан 2 ранга П.А. Колзаков пленил в этом бою командующего французским корпусом дивизионного генерала Вандама. Однако Экипаж понес здесь громадные потери — погибло 75% офицеров и 38% нижних чинов.

За этот героический бой Экипаж был удостоен Георгиевского знамени, а более ста его офицеров и матросов орденов и медалей. В 1819 году в память об этом сражении всем судам Гвардейского экипажа были вручены флаги и вымпелы с изображением св. Георгия. Эти флаги поднимали только при нахождении на борту должностных лиц адмиральского чина. В обычных условиях по-прежнему использовался Андреевский флаг. Вместе с армией Гвардейский экипаж прошел путь от Бородино до Парижа.

Русско-турецкие войны

В русско-турецкой войне 1828-1829 годов моряки Экипажа отличились при взятии крепостей Варна и Сизополь (подробности читайте здесь), а затем на кораблях черноморской эскадры и многих других прибрежных турецких крепостей. С началом Крымской войны Гвардейский экипаж участвовал в обороне Кронштадта. Затем отряд винтовых канонерских лодок Экипажа обеспечивал охрану Северного фарватера, а 14 июля вступил в бой с неприятелем и нанес ему урон. Таким образом, Гвардейский экипаж непосредственно участвовал в боевых действиях первого в истории России отряда винтовых кораблей.

В 1877 году началась новая война с Турцией, в ходе которой особенно ярко проявились героизм, боевая дерзость и профессиональное мастерство моряков Гвардейского экипажа. С началом боевых действий русские войска вышли на левый берег Дуная. Необходимо было обеспечить бесперебойную работу переправ. Однако турецкая артиллерия на правом берегу реки и сильная дунайская флотилия турок обстреливали наши войска и не позволяли даже приступить к строительству переправ. На помощь армии был послан отряд моряков.

Атака катером «Шутка» турецкого парохода на Дунае 14 мая 1877 года.
Атака катером «Шутка» турецкого парохода на Дунае 14 мая 1877 года.
С картины А.П. Боголюбова

Сначала моряки Гвардейского экипажа на небольших катерах приступили к минированию речного фарватера, чтобы преградить путь турецким мониторам к местам строительства батарей. Турецкая флотилия активно противодействовала этому. Тогда моряки вооружили катера шестовыми минами и стали атаковать турецкие мониторы. Это было настолько опасно, что даже наше командование сомневалось в успехе, но разрешило попробовать. В результате этих крайне дерзких атак удалось потопить один из лучших турецких мониторов, а второй был потоплен нашей береговой батареей.

Отчаянная смелость, подкрепленная высоким профессиональным мастерством русских моряков, полностью деморализовали турок. Их флотилия покинула район боевых действий. Саперные подразделения с участием двух рот Экипажа построили переправы, после чего русская армия добилась быстрого завершения войны. Подвиги моряков Гвардейского экипажа в этой войне были щедро отмечены наградами. Александр II повелел заменить на фуражках Экипажа черные ленточки Георгиевскими, сохранив на них установленные надписи и якоря. Так вошли в обиход Гвардейские ленточки на матросских бескозырках.

Эти традиции продолжали и приумножали моряки советского Военно-Морского флота. В январе 1942 года по итогам битвы под Москвой за массовый героизм, мужество и высокое воинское мастерство почетное звание гвардейцев было присвоено 71-й морской стрелковой бригаде и четырем полкам морской авиации. Подробности читайте в статье об участии моряков в битве под Москвой.

Георгиевская лента для матросов
Георгиевская лента для матросов

Вклад в развитие науки и техники

Не менее значим и вклад офицеров Гвардейского экипажа в развитие мореплавания, многих наук о Земле и о Мировом океане. На их счету немало и крупных географических открытий. Нередко они привозили из кругосветных плаваний всевозможные редкости, которые легли в основу Морского музея. Именами О.Е. Коцебу, Ю.Ф. Лисянского, Б.А. Вилькицкого и других офицеров-гвардейцев названы острова, проливы и многие другие географические пункты.

Гвардейский экипаж всегда отличался элитным составом офицерского корпуса по образовательному уровню, деловым качествам, опыту морских плаваний и штабной работы. Поэтому ему поручалось испытание многих новинок судостроения, артиллерийского вооружения, навигационной и другой техники. Среди них круглые суда, электрический катер, первые пороховые ракеты, управляемые электричеством орудийные башни, навигационные приборы повышенной точности и даже радиосвязь впервые была испытана на судах Экипажа. Подробнее о внедрении радио в боевую деятельность флота читайте в статье Первое применение радио.

Естественно, что он не остался в стороне и от создания российского подплава. Его моряки в 1834 году испытывали первую в России цельнометаллическую подводную лодку К.А. Шильдера. В 1904 году к судам Экипажа была приписана подводная лодка «Фельдмаршал граф Шереметьев» (типа «Касатка»). Ее первый выход в море состоялся в марте 1905 года на боевое патрулирование в районе портов и баз Тихоокеанского флота. В октябре 1910 года на этой лодке впервые было испытано устройство работы двигателей под водой. Это было на 25 лет раньше, чем подобное устройство было внедрено в германском флоте.

Заключение

Произошедшая в Петрограде Февральская революция 1917 года парализовала деятельность Морского Гвардейского Экипажа. Император Николай II подписал отречение от власти, и поэтому охранять больше было некого. Приказом № 105 от 3 марта 1918 года Командующего Балтийским флотом Морской Гвардейский Экипаж был упразднен «за ненадобностью». Многие офицеры и матросы Гвардейского экипажа воевали на фронтах Гражданской войны, а затем рассеялись по разным странам.

Являясь продолжателем лучших традиций русской гвардии, Гвардейский экипаж внес большой вклад в формирование боевых традиций и славы Российского флота. Георгиевское знамя Экипажа, георгиевские ленты на бескозырках моряков-гвардейцев, и многие другие награды — свидетельства мужества и героизма его офицеров и нижних чинов.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Военная энциклопедия. Санкт-Петербург. 1912 г.
  • Хроника Российской Императорской Армии. Санкт-Петербург. 1851 г.
  • Международный ВИК «Морской Гвардейский Экипаж»
  • А. Лопарев, Д. Лопарев. Военно-морской исторический справочник. НЭС России. 2016 г.

Не пора ли возродить Морской Гвардейский экипаж, присвоив это почетное имя одному из экипажей Российского флота? Одна из его рот должна входить в Кремлевский полк для демонстрации военно-морского могущества страны на всех торжественных мероприятиях, а другие обеспечивали бы комплектование экипажей уже имеющихся в нашем флоте гвардейских кораблей. А что Вы, уважаемый читатель, думаете по этому поводу? Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. ThomasMr :

    Great internet site! It looks extremely good! Keep up the helpful job!

    12.04.2016

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика