Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Николай Степанович Зиновьев

Н.С. Зиновьев
Н.С. Зиновьев

Журнал «Морской сборник» № 3 за 2015 год опубликовал статью Ю. Морозовой «Фарватер Зиновьева». Она посвящена деятельности капитана 1 ранга Н.С. Зиновьева, который во время Великой Отечественной войны был начальником военно-лоцманской службы Черноморского флота. Всего 50 лет отмерила ему судьба, но какие это были годы! Они пришлись на самое тяжелое, но в то же время славное и героическое прошлое нашей страны. Прошлое, которым мы гордимся! Привожу краткое изложение этой статьи.

Родился Николай в 1905 году на Дону. В 14 лет он стал матросом и впервые вышел в море. Через шесть лет поступил в Ростовский-на-Дону политехникум водного транспорта. После его окончания стал преподавателем. Зимой проводил занятия в техникуме, а летом руководил практикой на парусном учебном судне «Вега». На нем он проплавал 12 лет. В эти годы он окончил Ленинградский институт инженеров водного транспорта и стал капитаном «Веги». На большинстве флотов мира есть традиция проверять курсантов плаванием под парусами. Из тех, кто выдержит, получатся настоящие мореходы. У Зиновьева этот «экзамен моря» выдерживали почти все.

История «Веги»

В составе экипажа «Веги» было немало моряков, ставших впоследствии друзьями Николая Зиновьева, один из них — Герой Советского Союза Н.А. Лунин, который во время войны, командуя подводной лодкой «К-21» Северного флота, торпедировал вражеский линкор «Тирпиц». К славному прошлому «Веги» можно добавить тот факт, что когда в 1936 г. режиссер В. Вайншток приступил к съемкам фильма «Дети капитана Гранта», консультантом у него был капитан Зиновьев, а события разворачивались на палубе «Веги».

Парусник Вега
Парусник «Вега»

С началом Великой Отечественной войны Зиновьев был призван на военно-морской флот, а «Вега» использовалась для эвакуации оборудования ростовских заводов. Летом 1941 года у входа в Керченский пролив она наскочила на камни и получила серьезные повреждения. С большим трудом удалось снять парусник с камней и как-то дотянуть до Геленджика. Разбитое судно приткнулось к пирсу. Ремонтировать его было некогда, да и некому. К нему стали швартоваться военные катера, и всю войну «Вега» прослужила в качестве причала. А когда пришел мир, ее корпус забутовали камнем и положили на дно, чтобы удлинить причал.

Штурман крейсера «Коминтерн»

На второй день войны Николай Степанович в качестве штурмана прибыл на крейсер «Коминтерн». Перед этим корабль прошел модернизацию и был включен в состав эскадры Черноморского флота в качестве минного заградителя. Уже 26 и 27 июня крейсер ставил мины у Севастополя. За один раз он брал борт 100-120 мин. В то время противник использовал на Чёрном море главным образом авиацию и торпедные катера, для них мины не помеха. Уже тогда Николай Степанович предвидел, что эти минные заграждения принесут нам немало бед. Позднее ему придется столкнуться с этим вплотную.

Крейсер Коминтерн
Крейсер «Коминтерн»
С картины А. Лубянова

В начале июля 1941 г. «Коминтерн» был направлен в Одессу. В этом походе вечером 6 июля недалеко от Севастополя прямо по курсу крейсера взорвалась наша мина. Но кораблю тогда повезло, и он продолжил свою боевую деятельность. Сначала ставил оборонительные минные заграждения у Одессы, а в начале августа вместе с другими кораблями защищал город с моря, прикрывая огнем наши позиции. 18 августа в гавани Одессы восемь самолетов Ю-87 атаковали крейсер. «Коминтерн» получил около 70 небольших пробоин в правом борту. Погибли шесть и были ранены 46 моряков.

Снабжение Севастополя

В конце августа 1941 года Зиновьева перевели в штаб ЧФ, поручив руководство воинскими перевозками на море. В его обязанности входила организация защиты как отдельных судов, так и конвоев. Это было связано с огромной ответственностью, поскольку любая ошибка или недоработка могли привести к гибели людей и потере кораблей. Особенно тяжело воспринималась гибель госпитальных судов, каждое из которых несло на борту много раненых и эвакуируемых мирных жителей. (Подробнее смотрите в статье о госпитальных судах.

В декабре 1941 года Зиновьев был назначен командиром военного транспорта «Белосток», который, также как и лидер «Ташкент» (о его боевой биографии читайте здесь), обеспечивало снабжение осажденного Севастополя. Только в 1942 году транспорт выполнил десять рейсов в Севастополь, но 18 июня 1942 года он был торпедирован и погиб, а через две недели погиб и лидер «Ташкент».

Лоцманский знак
Лоцманский знак

Во главе лоцманской службы ЧФ

Незадолго до этого Зиновьева, имеющего боевой опыт и прекрасно знающего навигационную и оперативную обстановку на море, перевели на должность начальника Военно-лоцманской службы ЧФ. Вот здесь и пригодился Николаю Степановичу опыт постановки оборонительных минных заграждений. В спешке первых дней войны коридоры в этих минных полях для прохода наших судов были плохо продуманы, и теперь на своих же минах нередко подрывались наши корабли и транспорты с людьми и боевой техникой. Ответственность за безопасную проводку судов была возложена на лоцманскую службу флота.

В случае гибели судна на наших минах лоцман получал срок от 5 до 10 лет лагерей. Вот показательный пример: на своей мине подорвался и затонул транспорт «Ленин», следовавший в голове конвоя из Севастополя в Новороссийск. По воспоминаниям очевидцев, на его борту было до 4 тысяч раненых и эвакуируемых жителей. Удалось спасти не более 500 человек. Виновными в катастрофе были признаны лоцманы: лейтенант Свистун — приговорен к расстрелу, и старший лейтенант Штепенко — 8 лет тюремного заключения с отбытием наказания после войны. Таких примеров можно привести множество.

Зиновьев буквально ходил по лезвию ножа. На нем лежала колоссальная ответственность за экипажи судов, за судьбы подчиненных лоцманов. Николаю Степановичу многое удалось сделать для исправления ситуации, но тяжелейшие перегрузки лоцманская служба испытывала в течение всей войны и даже в первые годы после ее окончания. Посмотрите, например, один интересный случай из истории транспортных перевозок на Черном море
Танкер везет танки Т-34. После войны Николая Степановича ждало новое задание — приемка в Германии трофейных кораблей с последующим перегоном их с Балтики на Чёрное море. Суда вспомогательного флота не подлежали разделу. Их получили те страны, в чьей зоне оккупации они находились. Таким образом, кроме полученных по разделу кораблей, СССР досталось еще 101 плавсредство.

Послевоенная страда

В 1947 году Зиновьев получил звание капитана 2 ранга и был назначен командиром плавбазы «Нева», которая вскоре стала учебным кораблем. Казалось бы, жизнь вновь вернулась на круги своя. Вновь мирное время, и вновь он капитан, обучающий курсантов. Но легкой судьбы не бывает, и через три года Зиновьева перевели на должность начальника Управления вспомогательных судов и гаваней Северного флота. В Мурманске было много серьезной и тяжелой работы, требующей полнейшей самоотдачи.

Пополнялся боевой состав Северного флота, а вместе с ним рос и флот вспомогательный. Поступали новые транспорты, танкеры, мощные буксиры, спецсуда. Зиновьев максимально использовал свой боевой и практический опыт для налаживания четкой организации работы служб.

В 1955 году, когда работа вспомогательного флота была налажена. Николай Степанович решил взять отпуск и поехать с семьей на Черное море. В поезде недалеко от Москвы ему стало плохо, и в тяжелейшем состоянии он был доставлен в одну из столичных больниц. Но помочь ему уже не смогли. Капитан 1 ранга Н. Зиновьев скоропостижно скончался. Николай Степанович прожил замечательную жизнь и оставил после себя добрую память, заслужив уважение и любовь всех, кто его знал.

Благодарю за поддержку блога!

Комментарии
  1. Зиновьева Татьяна :

    Спасибо большое за замечательную статью. Я вдова профессора Зиновьева Николая Николаевича, сына Николая Степановича. Николай Степанович был замечательным человеком, мужем, отцом. Спасибо.

    25.04.2015

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика