Шапка блога

Самое интересное в истории Российского флота

Достоверное описание памятных, интересных и ярких событий в истории Российского флота и восстановление знаний о делах наших предков.

Адаптация к смартфонам

Декор

Оборона Моонзунда 1941 год

Маяк Тахкуна
Маяк Тахкуна
Фото с сайта Discoveric

С 6 сентября по 22 октября 1941 года — оборона Моонзундских островов — одна из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны. Находясь в сотнях километров западнее линии фронта, защитники архипелага своей стойкостью, мужеством и самоотверженной обороной сковали крупную группировку сил противника. С этих островов наша морская авиация нанесла первые бомбовые удары по Берлину. Этот коллективный подвиг на далеких от эпицентра сражений островах помог сорвать планы гитлеровцев по захвату Ленинграда и уничтожению Балтийского флота.

Оборона продолжалась до полного исчерпания всех возможностей сопротивления врагу. Последний бой за Моонзунд произошел на мысе Тахкуна. Матрос Николай Чиж вел его на верхней площадке маяка, а когда кончились патроны, он раскинул руки и бросился вниз, на острые камни… Позднее эти острова заслуженно называли Балтийским Брестом. Герои Моонзунда с честью выполнили свою боевую задачу, однако в те времена их подвиг не получил признания. На долгие годы было предано забвению и имя их командующего генерал-лейтенанта А.Б. Елисеева.

Подготовка

Моонзундский архипелаг включает три крупных и множество мелких островков, которые простираются с севера на юг всего на 150 километров. В далеком прошлом на них укрывались морские пираты, и с тех пор не было на Балтике таких военных конфликтов, которые обошли бы стороной эту землю. И это понятно – три небольших острова позволяют надежно перекрыть входы в Рижский и Финский заливы, полностью контролировать обстановку в центральной и восточной части Балтийского моря. Это значит прикрыть многие жизненно важные центры северо-западной части нашей страны.

Именно здесь, на Моонзунде и в Рижском заливе, развернулись самые ожесточенные бои между русским и германским флотами в годы Первой мировой войны. Тогда в 1918 году II съезд военных моряков Балтики постановил: «Матросы Балтики докажут всему миру, что революционный флот, защищая революционную Россию, погибнет, но не отступит перед флотом германского империализма» (смотрите статью «Эсминец «Гром» — последний бой»). И 23 года спустя, принимая свой последний бой на полуострове Тахкуна, моряки вновь поклялись доказать всему миру, что они умеют умирать с честью, выполнив свой долг перед Родиной.

К этой войне усиленно готовились. На островах Моонзунда спешно достраивали береговые батареи, соорудили более 250 дотов и дзотов, прикрывая их минными полями и колючей проволокой. Довольно мощная береговая артиллерия архипелага, включавшая 213 орудий, готовилась к отражению противника со стороны моря и была плохо приспособлена к стрельбе по берегу. Гарнизон островов насчитывал тогда около 24 тысяч человек. Ему были приданы 12 истребителей и 6 торпедных катеров. Учитывая большую протяженность береговой линии, этого было совершенно недостаточно.

Начало боевых действий

С началом войны на базе воинских частей и оборонительных сооружений Моонзундских островов создали соединение Береговой обороны Балтийского района (БОБР) под командованием генерал-майора (с 16.09.1941 г. генерал-лейтенанта) А.Б. Елисеева. Вся ответственность за оборону БОБР и Рижского залива полностью возлагалась на Балтийский флот. Фактически это была борьба за обеспечение фланга огромного фронта, упиравшегося в Балтийское море.

Карта Моонзундского архипелага
Карта Моонзундского архипелага

Уже в середине июля 1941 года противник оказался в непосредственной близости от островов. Тогда Военный совет флота приказал коменданту островного района генерал-майору А.Б. Елисееву 18 июля высадить на материк десант и отбросить немцев к Пярну. Эта задача была выполнена отлично, и противник почти два месяца даже не пытался захватить острова. В начале августа с острова Сааремаа наша морская авиация нанесла первые удары по Берлину. Налеты продолжались до 4 сентября, зарево пожаров в Берлине было видно далеко за пределами города.

Большие потери, вызванные активной обороной наших войск, резко снизили темпы наступления фашистских армий. У них возникла острая потребность в подкреплениях, технике и боеприпасах. Тогда немецкое командование решило использовать порты Рижского залива для снабжения наступавшей на Ленинград группы армий «Север». Наши корабли и морская авиация, базировавшиеся на Моонзунде, а также береговые батареи острова Сааремаа серьезно нарушали морские перевозки в этом районе. Здесь 6 июля произошел первый артиллерийский бой надводных кораблей.

Бой кораблей КБФ в Ирбенском проливе
Бой кораблей КБФ в Ирбенском проливе
C картины А.А. Ефимова

После захвата Таллина немецкое командование начало спешно готовиться к штурму архипелага. Оно выделило крупные силы пехоты, обеспечив им мощную поддержку с моря и с воздуха. Утром 8 сентября после сильной артподготовки немецкие войска высадились на остров Вормси. Гарнизон, состоявший из двух неполных рот, сражался мужественно. Только в районе маяка фашисты оставили около 300 трупов. Однако противнику удалось захватить основные пункты нашей обороны. Защитники острова вели бой до последней возможности, и лишь немногим из них удалось уйти на Хийумаа.

Упорные бои за каждую позицию, за каждый остров

К сентябрю немцы сосредоточили на побережье группировку общей численностью до 50 тысяч человек и около 350 высадочных средств. Ее поддерживали бомбардировщики, 3 крейсера и 6 миноносцев. С 9 сентября начались бои за остров Муху. Утром 14 сентября вражеские войска одновременно высадились на северной и южной оконечностях Муху. Гарнизон острова оказал противнику упорное сопротивление, однако врагу удалось закрепился. Трое суток на острове продолжались тяжелые, непрерывные бои. Оборонявшиеся несли большие потери, и 17 сентября они отошли на Сааремаа.

Началась не менее ожесточенная борьба на острове Сааремаа. Изнурительные, непрерывные бои с превосходящими силами противника вынуждали наши подразделения постепенно отходить к полуострову Сырве. Этот рубеж держали до 30 сентября. Враг бросал в атаки свежие части пехоты при сильной поддержке авиации и даже легких крейсеров «Лейпциг», «Эмден» и миноносцев. Точные залпы наших береговых батарей под командованием капитанов А.М. Стебеля (мыс Церель) и Г.А. Карпенко (мыс Рахусте), а также атаки торпедных катеров заставили немецкие корабли уйти.

Атака моряков
Атака моряков
C плаката С.С. Боим

К этому времени в рядах защитников полуострова осталось всего около полутора тысяч человек, к концу подходили боеприпасы. Поэтому было принято решение оставить полуостров Сырве, а его защитников перебросить на остров Хийумаа. Однако из-за штормовой погоды и сильного противодействия врага эвакуировать удалось далеко не всех. 4 октября в Москве была принята последняя радиограмма с Сааремаа: «Иду в бой, в последний бой. Прощайте, прощайте…» В 16 часов 10 минут связь с героическими защитниками Сааремаа прервалась.

Немногочисленный гарнизон острова Хийумаа под командованием полковника А.С. Константинова усиленно готовился к обороне, но сил и средств у них было очень мало. Береговая батарея № 44 под командованием старшего лейтенанта М.А. Катаева целый день вела бой в полном окружении. С наступлением темноты артиллеристы гранатами расчистили себе путь на север. Раненый сержант Е.Ф. Попов добровольно остался на батарее и взорвал ее вместе с ворвавшимися гитлеровцами.

Не меньшее мужество и стойкость защитники острова проявили и на других позициях. Только на четвертые сутки они отошли к мысу Тахкуна. Здесь было получено приказание эвакуировать личный состав на Ханко. До 22 октября удалось эвакуировать 570 человек. Оставшаяся советские воины бились до конца. Об этом красноречиво говорит и подвиг матроса Николая Чижа, до последней возможности защищавшего даже верхнюю площадку маяка Тахкуна. Беспримерное мужество и стойкость в обороне являются одной из важнейших боевых традиций нашего флота. Наглядным примером этого служит оборона острова Тенедос в 1807 году. Подробности читайте здесь. И все-таки, более 15 тысяч наших бойцов и командиров, израненных, контуженных, смертельно измученных непрерывными боями за Моонзунд, попало в плен.

Свыше 40 суток продолжалась оборона Моонзундских островов. Их защитники прекрасно понимали, что находятся в глубоком тылу врага, за сотни километров от линии фронта и отступать им некуда. Но они мужественно сражались твердо зная, что каждый убитый ими фашист уже никогда не пойдет в атаку под Ленинградом или Москвой, не будет штурмовать Одессу или Мурманск. Защитники Моонзунда отвлекли на себя свыше 50 тысяч фашистов, половина из них навсегда осталась в каменистой земле архипелага. В ходе боев было уничтожено более 20 судов, 41 самолет и много другой техники.

Судьба командира

Трагически сложилась и судьба их командира – генерал-лейтенанта береговой службы Алексея Борисовича Елисеева. Он начинал свою службу на флоте в 1908 году и был хорошо известен как балтийский матрос-большевик, активный участник Гражданской войны, большой специалист в области береговой артиллерии. В апреле 1938 года комдив Елисеев был арестован и под пытками «признал» участие в «военно-фашистском заговоре». К счастью, суд оправдал его, и после 18 месяцев заключения, издевательств и пыток Алексей Борисович вышел на волю и был восстановлен на флоте.

Вскоре после завершения боев на Моонзунде Елисеев прибыл в Ленинград и был назначен на малозначащую должность. Он воспринял это очень болезненно, полагая, что его знания и боевой опыт, могли бы принести больше пользы. Наконец, его вызвали в Москву. Этот вызов он воспринял с тяжелым сердцем, поскольку не исключал возможность ареста. В то время уже сидели в застенках бывший командующий Морской обороной Ленинграда контр-адмирал К.И. Самойлов и адмирал Г.И. Левченко, которого сухопутные начальники сделали «козлом отпущения» за поражение в Крыму. Не менее показательна в этой связи и трагическая судьба адмирала Галлера.

Он хорошо помнил об издевательствах НКВД, и не хотел их повторения. Тяжело было видеть и то, что защитников Ханко в Ленинграде встречали как героев, а о моонзундцах вообще забыли. Переживания за судьбу оставленных в плену подчиненных и моральное воздействие завистников, которые обвиняли его в преждевременной сдаче противнику столь важных для обороны островов, сломили волю Алексея Борисовича. Он не стал ждать нового ареста и не стал отвечать на обвинения, 21 декабря 1942 года генерал-лейтенант А.Б. Елисеев застрелился.

В наше время добрая память о подвиге героев Моонзунда и об их командире Алексее Борисовиче Елисееве восстановлена.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Чернов Ю.И. Война погасила маяки. Москва. 1985 г.
  • Кузнецов Н.Г. Курсом к победе. Москва. 2003 г.
  • Чернышев А.А. Балтийский флот в битве за Ленинград. Москва. 2014 г.
  • Близниченко С.С. К 125-летию со дня рождения генерал-лейтенанта береговой службы А.Б. Елисеева. Журнал «Военно-исторический архив» № 3 за 2012 г.

Каменистая земля Моонзунда обильно полита кровью наших воинов, мужественно сражавшихся здесь на протяжении многих веков. Их подвиги бережно хранятся в памяти народной, но они еще очень слабо отражены в нашей литературе. Эта статья всего лишь скромное напоминание о них. Вы, уважаемый читатель, можете дополнить этот рассказ яркими примерами или своей оценкой произошедшего. Напишите об этом в комментариях. Это будет интересно всем!

Благодарю за поддержку блога!

Комментировать





Обновления на блоге

Кнопка RSS

RSS-подписка

Получи первым!

Подпишитесь на газету
"Исторические парадоксы Российского флота"

Обложка газеты

Она выходит 1 и 15 числа каждого месяца и отражает удивительные, загадочные и поразительные события, которые произошли в течение предстоящих двух недель в истории Российского флота. Это морские сражения, дальние плавания и походы, победы и тяжелые потери, а чаще всего - потрясающие воображение судьбы моряков, достойные того, чтобы еще раз вспомнить об их подвигах во славу Российского флота.

Книга

Это интересно!

Книга «Гладкоствольная артиллерия Российского флота» предназначена для тех, кто интересуется историей нашего флота, его боевой славой и морскими традициями.

Гладкоствольная артиллерия – обложка книги

В ней на историческом фоне дается описание морских орудий парусных кораблей. Все очень конкретно - 476 страниц текста, 190 чертежей 79 таблиц с размерами. Такого у нас не публиковалось уже более ста лет. Подробности по этой ссылке.

Морские рассказы
"Мужество у последней черты"

В них рассказывается о гибели парусных судов. На фоне таких трагических событий особенно ярко проявлялись лучшие качества наших моряков. Это решимость бороться за спасение корабля и готовность прийти друг другу на помощь независимо от чинов и званий. Такие события учат нас бороться и побеждать даже в самых тяжелых ситуациях.

Подпишитесь!
Это интересно!

Обложка курса

Статистика

Лого счетчика LI
Яндекс.Метрика